|
|
|
ДИКИЙ МИР |
|
Взаимоотношения человека и природы на протяжении истории складывались по-разному. В наши дни технический прогресс достиг такого уровня, когда впору защищать природу от человека. Ученые стараются предотвратить исчезновение редких видов растений и животных, но в целом в современной цивилизации преобладает прагматический и потребительский подход к окружающему миру. Природа нам интересна лишь с точки зрения пользы, которую из нее можно извлечь. Но так было не всегда. Были времена, когда человек зависел от природы и обожествлял ее. И лес, и река, и облако в небе, и камень на земле – все обладало душой. Люди поклонялись стихиям как богам и животным как тотемам. Да и себя они воспринимали в отражении природы. В фольклоре большинства народов действуют звери, но за ними закреплены человеческие качества (например, в русских сказках лиса — хитрая, волк — агрессивный, заяц — робкий и т. д.). Многие религии ассоциируют Рай с цветущим садом, поскольку именно в природе люди надеются найти совершенную красоту. Художники на Востоке и художники на Западе веками восхищались природой, учились у природы и изображали ее как универсальную модель мира. Даже в начале ХХ века во времена утопического преклонения перед машиной и индустрией многие художники старались обнаружить единство пластических форм у природных и промышленных объектов. |
|
© Андрей Просицки (Чехия) |
|
Взгляды на природу ученого и художника сильно разнятся. Наука изучает факты реальной жизни, искусство видит в них символы, метафоры, художественные образы. На выставке эти подходы объединены. Фотографии снабжены подписями с информацией о дикой природе, однако на снимках зачастую реальность подменена иллюзией. Выставка начинается с фотографий Вселенной и «Столпов Творения». Глядя на них, можно представить себе как зарождаются и гибнут планеты, звезды, галактики. Ученые пытаются исследовать самые отдаленные миры, но жизнь пока остается уникальным феноменом Земли. |
|
|
© Simen Johan, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York |
|
|
Саймен Йохан. До скончания веков Центральное зал в экспозиции занимает выставка американского фотографа Саймена Йохана. Он родился в Норвегии, с 1992 г. живет в Нью-Йорке. О нем охотно пишут критики, его фотографии приобретены в собрания крупных музеев, таких как Brooklyn Museum (Brooklyn, NY), Museum of Fine Arts (Houston, TX), Los Angeles County Museum of Art (Los Angeles, CA) и других. Работы Саймена Йохана использовались в рекламной компании Louis Vuitton в 2017 г. Сайт фотографа www.simenjohan.com/ Выставка фотографий Саймена Йохана подготовлена при поддержке Генерального консульства США в Екатеринбурге и лучшей фотогалереи в Нью-Йорке Yossi Milo Gallery. Саймен работает на пересечении фантазии и реальности, классической аналоговой фотографии и современных цифровых технологий. Он создает работы большого формата с картинами природы, каждое произведение является коллажом из многих фотографий, снятых а разных местах. В работах Саймена нет человека, но ему удается снимать животных так, что в них проявляются индивидуальность и уникальность именно человеческих характеров. |
© Simen Johan, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York |
|
Фотограф назвал выставку цитатой из Евангелия. Английское Until the Kingdom Comes на русский переводится как Доколе не придет Царствие Твое. Но для автора важнее эсхатологический, а не религиозный аспект. Саймен поясняет, что название «отсылает не столько к Библии или миру природы, сколько к фантазиям человека о том, что однажды наступит такой день, когда жизнь станет идеальной. Найдутся ответы на вопросы «Кто мы?» и «Что мы делаем в этом мире?», и они оправдают наше существование. Но пока мы не можем до конца ответить на эти вопросы, я показываю насыщенную эмоциями жизнь, где есть место сомнениям, мечтам и иллюзиям». Вглядываясь в героев фотографий Саймена Йохана, мы угадываем в них романтических влюбленных, наивных мечтательных поэтов, тучного лентяя, простоватого фермера, робкую красавицу и другие архетипы. Он фотографирует животных и пейзажи, чтобы через природу сказать о человеке. Въедливый ученый нашел бы в фотографиях ошибки, поскольку в одном изображении сведены объекты, снятые в разных концах планеты. Иногда фотограф намерено вводит элементы фантастического, поскольку не иллюстрирует учебник по зоологии, а создает произведения, подчиняясь художественной задаче. Фотографии не имеют названий, только цифровые обозначения. Зритель, конечно, узнает фламинго, белого носорога или жирафа, но как в русских народных сказках или в истории про Маугли, за ними стоит нечто большее, чем явление природы. «Что я пытаюсь все время фотографировать – это полнота жизни. Единственная неизменная вещь в мире. И я чувствую эту полноту жизни в каждом животном», – признается фотограф. |
|
© Ли Хуа Мин (Малазия). Стрекоза |
|
В заключительном разделе выставки похожие на Рай цветущие тропические леса и глубины мирового океана. Зрителей ждет встреча с миром насекомых, каким его увидела камера малазийского фотографа Ли Хуа Мин. Всматриваясь в портреты стрекозы или мухи, снятых с многократным увеличением, трудно поверить, что перед нами не инопланетные существа. Или трудно не признать человеческих характеров в птицах. Здесь намеренно объединены студийные портреты с фотографиями, снятыми в дикой природе. В каких бы условиях не работал фотограф, он опирается на многовековую традицию развития искусства, и портреты животных сделаны по законам европейской живописи. Фотограф из Индонезии Буди Клайн прибег к технике коллажа, чтобы рассказать историю олененка. Пусть в его фотографиях нет фактической правды, но всякая сказка — «ложь, да в ней намек…». |
|
Мартин Мекнаровски (Чехия). Птица-секретарь |
|
© Буди Клайн (Индонезия) |
|
Фотографии выставки: | |
© Екатерина Попова | |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||