ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


   
 

ТАЙНАЯ СИЛА СКАЗА

   

Выставка подготовлена совместно с Объединенным музеем писателей Урала к году 140-летия со дня рождения Павла Петровича Бажова.

Обыденное и фантастическое сосуществует рядом в мире сказов. Тайная сила вмешивается в жизнь человека, испытывает его, устанавливает этические нормы, одаривает или наказывает за мысли и поступки. Эта тайная сила — сила природы, охраняющая ее богатства. Она являет себя в облике человека (Медной горы Хозяйка, Великий Полоз) или животного (ящерица, змея, косуля, филин, кошка). Одна из главных идей Бажова в том, что природа – не объект хищнической эксплуатации. Она способна постоять за себя и жестоко наказать за бездумную жадность. В таком отношении к природе Павел Петрович Бажов созвучен современным экологическим концепциям.

На выставке представлены работы фотографов из Китая, Японии, Франции и России. Те из них, кто не живет в России и не знает русского языка, никогда не слышали об уральском писателе. Фотографы из нашей страны Бажова знают, но свои произведения они создавали независимо от сказов. И тем не менее находятся точки пересечения фотографий с бажовскими текстами. Работы выставки можно рассматривать в контексте сказов Бажова и независимо от них.

   
 

Кадзуаки Косеки (Япония)

Светлячок

 

 

 

Я снимаю пейзажи Ямагаты в Японии. Ощущая всеми пятью чувствами, как прекрасно каждое из четырех времен года в Ямагате, я фотографирую мир, сотканный из гор, леса и реки. Самая большая награда для меня, если фотографии трогают сердца зрителей.

Кадзуаки Косеки родился в городе Ямагата (Япония). В 2017 г. был отмечен жюри на всемирном конкурсе National Geographic. Бронзовый призер престижного конкурса PX3 Paris Photography Prize в 2018 г.

   
 

Кадзуаки Косеки. Из серии "Светлячок"

   
 

В мире сказов Павла Бажова завод и лес противопоставлены как обыденное и волшебное. Территория завода ограничена, а вокруг неё простирается бескрайний «невиданный лес». Человеку лес страшен, особенно ночью. Он живет по своим законам, власть и деньги там не имеют значения. Главные герои бажовских сказов принадлежат к избранным, кому открывает себя «тайная сила». В лесу Дарёнке является Серебряное копытце, а Илья натыкается на колодец Синюшки. В лесу Данила встречает Медной горы Хозяйку, и там же Катя попадает в её царство. Бажов описывает владения Хозяйки, как каменный лес: «Дерево холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменная. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся». Но лес еще и пристанище для тех, кому некуда податься от несправедливости жизни. Туда бежит «соликамский парень», чтобы навсегда укрыться в «заросшей лесом Азов-горе».

   
 

Бенуа Лапрэ (ФРАНЦИЯ)

Реликты

   

 

Дикая природа — неисчерпаемый источник вдохновения для фотографа. Любое место по-своему уникально. Каждую минуту, каждый час, каждый день, от одного сезона к другому оно выглядит иначе. Природа постоянно удивляет нас, в ней все живое и изменчивое. Для растений процесс эволюции происходит стремительно, но для минералов он растянут на годы и тысячелетия.

В лесу Фонтенбло в окрестностях Парижа среди деревьев и травы лежат огромные камни странных форм. Они очаровательны, кажется, что попали сюда прямо с небес. Их формы похожи на диковинных животных и фантастических существ. Когда-то эти места были на дне моря. Несколько миллионов лет превратили отложения песчаника в огромные блоки причудливых форм. Природа сделала свое дело.

Бенуа Лапрэ родом из Бургундии (Франция). Профессиональное образование фотографа получил в Лионе. Работает как коммерческий фотограф и ретушер, имеет свою студию в пригороде Парижа. Участвовал в групповых выставках в парижском La maison des photographes в 2008 г. и на главном в Европе фотофестивале Les Rencontres de la Photographie в 2017 г. Активно выставляется во Франции и Европе.

 

 

 

Бенуа Лапрэ. Из серии "Реликты"

 

 

 

В окрестностях Полевского и Екатеринбурга горы невысокие, причудливой формы и покрыты лесом. Но именно горы определяли для Бажова своеобразие края: «Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь». Гора испытывает человека, выявляет его подлинную суть: «Гора-то силу людскую показывает. Иной по ровному месту, может, весь свой век пройдет, а так своей силы и не узнает. А как случится ему на гору подняться, тогда и поймет, что он сделать может. Ну, и слабого человека гора в полную меру показывает: трухляк, дескать, на подметки не годится». Еще в детстве Бажов представлял гору живой, похожей на лежащего медведя. Возможно, детскими воспоминаниями подсказан образ Денежкина-богатыря, который «стал гора горой. На левом скате горы рудный выход обозначился. Это где сорока окаменела».

 

 

Дения Тарасов (Россия)

Обрывки сна об эдельвейсе

   
 

В ХХ веке с легкой руки Карла Густава Юнга предпринималось множество попыток найти взаимосвязи между сном и мифом. Но сновидения, как и мифологию, сложно подвергнуть научной классификации. Образы снов призрачны, не имеют ясных очертаний, наслаиваются один на другой, создают сложную структуру нерационального опыта. Так и миф. Он передается из уст в уста от поколения к поколению, живет и видоизменяется в момент рассказа. Герои совершают путешествие в потусторонние миры, вступают во взаимодействие с божествами. Запись мифа, как правило, свидетельствует об его умирании.

Фотографии Дениса Тарасова создавались специально для выставки в Центре фотографии «Март». Они сродни сну не только теневыми силуэтами, но и самой формой экспозиции: границы изображений неуловимы, фотографии просвечивают, перетекают одна в другую, их комбинации меняются в зависимости от расположения зрителя. Содержание фотографий отсылает к мифу. Совпадения с мотивами из сказов Бажова возможны, но не обязательны. Зритель вправе решать, как ему интерпретировать работы.

Денис Тарасов — директор Центра фотографии «Март» (Екатеринбург), Председатель Свердловского отделения Союза фотохудожников России. Победитель конкурса «Молодые фотографы России» (2007). Лауреат международного конкурса «Эпохи зримые черты» (2007). Обладатель специальной премии Международного фестиваля фотографии «Волжское Фотобиеннале» (2008). Победитель международного конкурса «Волжское Фотобиеннале» (2010). Участник Portfolio review Russia (2011) в Москве и выставки «Современная российская фотография: новое поколение» на фестивале FOTOFEST-2012 (Хьюстон, США). Участник выставок «Body Language» в SAATCHI GALLERY (Лондон, 2013), PROЗАВОД (Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва, 2015). В общей сложности в период между 2007-2015 участвовал в более чем 20 выставках в России, Литве, Италии, Словакии, Румынии, США, Нидерландах, Великобритании и на Филиппинах.

 

 

 

Денис Тарасов. Экспозиция проекта "Обрывки сна об эдельвейсе"

   
 

Сергей Уткин (Россия)

Уральские камешки

   
 

Насыщенные цветом фотографии камней Сергея Уткина похожи на палитру художника. Трудно поверить, что так выглядит камень, неброский и неяркий для глаз человека. Но это не фантазии и не результат манипуляций с компьютером. Если всмотреться в камень, вооружившись специальной оптикой и поляризационным фильтром, откроется красота его текстуры, заключенное в ней разнообразие форм и ритмов, причудливые фигуры, напоминающие фантастических существ. На протяжении тысячелетий люди гранили и шлифовали камень, подбирали узор, всматривались в его блеск. Фотография и наука дают возможность раскрыть камень по-новому и увидеть в нем художественную выразительность, о которой не догадывались мастера прошлого.

Фотограф снимал добытые на рудниках Свердловской области уральские камни: Лампрофир (Верхняя Аять), Амфиболит (Верхняя Сысерть), Базальт  порфировый (Первоуральск), Порфирит пироксеновый (Елизаветский рудник), Слюдит (Малышевское месторождение). В оформлении выставки использованы иллюстрации художника Геннадия Мосина к сказам Павла Петровича Бажова.

Сергей Уткин родился г. Арти Свердловской области, живет в г. Екатеринбурге. Образование медицинское, психологическое. Фотосъемкой природы занимается более 40 лет. Член Союза фотохудожников России. Участник региональных, федеральных и международных конкурсов. Финалист двух международных конкурсов фотографов дикой природы «Золотая черепаха», финалист международного конкурса «Bestphotographer». Много лет плодотворно сотрудничает с Музеем природы Екатеринбурга и кафедрой биологии УрГУ. Выставлялся в Фотографическом музее «Дом Метенкова», Музее гигиены, Свердловском областном краеведческом музее, Музее Газпрома и др. Персональные выставки: «Пернатая параллель», «Из мастерской ангелов», «Зимние фантазии», «Эти забавные птицы» и др.

 

 

 

Сергей Уткин. Из серии "Уральские камешки"

   
 

Для культур большинства народов характерно деление мира на небесный и подземный. Например, Олимп и Аид у древних греков или Рай и Ад в христианстве. Небесный мир помогает человеку, подземный — его страшит, поскольку связан со смертью. Но в сказах Бажова это противопоставление не очевидно. С одной стороны, подземный мир шахты — как могила для живого человека: «Смолоду его в горе держали. Медь добывал. Как червяк в земле копался. Свету не видел, позеленел весь. Сырость, потемки, дух тяжелый». Но в первозданном виде подземный мир оказывается райским лесом Хозяйки Медной горы: «Солнышка не видно, а светло. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет». Человек совершает святотатство, покушаясь на богатство природы. Тайная сила, это богатство охраняющая, жестоко наказывает жадных и бессовестных. Однако и для положительных героев Бажова встреча с потусторонним заканчивается плохо. Степан умирает у рудника, зажав в руке подаренные Хозяйкой медные изумруды, её слёзы. Илюха, хоть и был одарен Синюшкой, «долго не зажился». Да и для Данилы-мастера попасть к Хозяйке в горные мастера — все равно, что умереть. Несмотря на внешний блеск, подземный мир неживой, он населен призраками.

   
 

Хаожань Фань (Китай)

Сказочное путешествие

   
 

Я пытаюсь создать визуальную репрезентацию моих воспоминаний. Мне пришлось жить и работать в разных местах, и часто я переживал, что ни одно из этих мест не смог бы назвать своим. Это чувство бродяжничества создало своеобразное восприятие времени и пространства, которое, как мне кажется, сильно отличается от людей, проживающих всю жизнь в одном и том же месте. Чтобы посмотреть на свою жизненную ситуацию со стороны, я решил собрать воедино фрагменты воспоминаний.

Черно-белые фотографии были сняты в разных местах и в разное время. В каком-то смысле я создаю образы своего внутреннего мира. Для меня черно-белая стилистика затрудняет обыденное восприятие вещей и позволяет лучше почувствовать атмосферу фотографии. Финальные изображения насыщенны, многослойны и содержат в себе множество деталей. Я помещаю фигуру человека в центр фотографии. Эта фигура символизирует меня, она маленькая и иногда ее трудно найти с первого взгляда. Я хочу показать, каким неисчерпаемым может быть опыт, из которого состоят наши воспоминания.

Эта серия — нечто вроде сказочного путешествия, где есть место открытиям, воспоминаниям, бегству от реальности, поиску себя. С помощью трансформаций пространства и объектов я создаю визуальную поэзию. Таков мой ответ на беспокойство по поводу проблем реальной жизни. 

Хаожань Фань родился в Китае. Получил образование социолога в университете в Ухане и фотографа в нью-йоркской Visual Arts. Как художнику ему интересен пейзаж и взаимодействие с ним человека. Он создает произведения на грани между реальностью и вымыслом, где взаимосвязаны объекты, люди и их эмоции. Хаожань был номинирован в престижных международных конкурсах Tokyo International Photo Awards  и Fine Art Photography Awards. Участвовал в выставках и фестивалях по всему миру, включая Miami Contemporary Art Fair, PHOTOFAIRS Shanghai, Dali International Photography Festival, Angkor Photo Festival.

   
 

Хаожань Фань. Из серии "Сказочное путешествие"

   
 

Среди персонажей Павла Бажова, несомненно, самая популярна фигура — Данило-мастер. Смысл его жизни в творчестве. Он «не такой, как все», к работе относится с неподдельной страстью: «Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел». Драма Данилы в том, что совершенство недоступно человеку: «Лучше все равно не сделаешь», — наставлял его Прокопьич. Совершенство в природе, но трудно разгадать ее секрет и без помощи потусторонней силы не обрести подлинного знания. Однако соприкосновение с тайной опасно: кто раз увидел каменный цветок, тому все прежнее не будет мило. В царстве Медной горы Хозяйки сбывается мечта Данилы, но и здесь, разлученный с Катериной, он не находит счастья. Бажов создал романтический образ Художника, обреченного метаться между идеалом и несовершенством жизни, своим высоким предназначением и земной любовью. Для романтиков природа была сродни храму, но от своих адептов она требовала абсолютного самоотречения.

   
 

Александра Веснина (Россия)

Полынья

   
 

«Полынья» — синоним погружения в себя и попытка говорить о чувствах, отключив речевой аппарат. Никаких терминов, объяснений у любви, смерти, взросления и неясных предчувствий просто нет. Ничего четкого, точно измеримого.

Все сказанное звучит избито и даже глупо, как «конвекция» и «товароборот», потому я останавливаюсь, закрываю глаза, и, выдохнув, пытаюсь остановить поток суетливых мыслей. Где-то на дне ощущений я ищу то, что звучит громко только в тишине.

Вот, например, «одиночество» — долгое, закругленное, замкнутое на себе как многочисленное «О» в склоненной фигуре задумчивого человека.

Или, вот, любовь, такая разная, складывает губки бантиком, улыбается, звенит на ветру в траве.

А может, страхи? Пожалуйста, осторожнее, они нечаянно выпрыгивают из воды, задыхаются на опушке леса, шипят и похихикивают.

Старение — кажется, оно повсюду: в мокрой осенней листве, в пожелтевших страницах книги, в летнем закате, в зацветающей, стоялой воде небольшого пруда.

Прыгнувшему глубоко в себя, мира не слышно. Так и мне, важными кажутся только собственные ощущения, отраженные на поверхности черно-белых фотографий.

   
 

Александра Веснина. Из серии "Прикосновение"

   
 

Женские образы в сказах Бажова — это или инфернальные воплощения тайной силы (Медной горы Хозяйка, бабка Синюшка, Огневушка-Поскакушка), или земные девушки, которым свойственны душевная щедрость, верность и самоотверженность. Они неизменно красивы, но все же их красота уступает неземному совершенству тайной силы, принявшей облик человека: «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Весело, видно, ей. Коса ссиза-черная и ровно прилипла к спине. Остолбенел парень — красота какая!». Земные женщины веселы, подвижны, остроумны и любознательны, но им далеко до лихости Огневушки или царственных повадок Хозяйки. Мужчины часто становятся предметом соперничества между божествами и людьми. Катерина берет верх над Хозяйкой и возвращает Данилу-мастера к земной жизни. Охотник Айлып, напротив, предпочел навсегда скрыться с Золотым Волосом в глубинах озера Иткуль. Как установили исследователи, в народной традиции озеро часто рассматривается как символ женских чар, смерти, таинственного ночного исчезновения солнца.

   
 

М. Колегов. Свадьба в Сысерти. 1900-е г. (ГАСО)

   
 

Большинству героев фантастических сказов Бажова не удается устроиться в жизни без вмешательства тайной силы. Если ребенок, то сирота. Если рабочий человек, то крепостной и зависимый от барина. Если старатель, то намытого золота едва на прокорм хватает. В несправедливом мире хорошо хозяевам заводов, приказчикам, тайным купцам золота, хитникам — людям злым и корыстным. Только тайная сила восстанавливает этическую норму и вознаграждает бескорыстие, талант, душевную щедрость. В сказе «Орлиное перо» Бажов создал визуальную метафору человеческой жизни. Прохожий (олицетворение тайной силы) демонстрирует главному герою Маркелычу его жизнь: «Световой колокол не больно высок. В свету мошкары вьется видимо-невидимо, летучие мыши шныряют, а вверху пташки пролетают, и каждая по перышку роняет. Это твоя жизнь, дед, показана. Трудился много, а крылышки маленькие, слабые, на таких высоко не подняться».

На выставке представлены фотографии жителей Сысерти начала ХХ века. Мы не знаем их имён. Не знаем, как сложились их судьбы. Но это именно те люди, рядом с которыми Бажов вырос, чей язык и культуру он изучал. С большой вероятность можно предположить, что автором фотографий был Михаил Иванович Колегов, первый в Сысерти киномеханик. Колеговы жили в двух шагах от Бажовых и были старателями или рабочими.

   
  Фотографии экспозиции © Екатерина Попова:
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета