|
Если задаться вопросом, кто из русских фотографов запоследние два-три года добился наибольшего признания в мире, то в первую очередь следует назвать авторов, которых мы представляем на выставке в Центре фотографии «Март»: Александра Гронского, Данилу Ткаченко и Никиту Шохова. И дело не только в том, что они стали лауреатами World Press Photo в 2012 и 2014 г., и что в послужном списке фотографов награды от FOAM, Aperture, Lens Culture, Burn Magazine и т. д. Есть у этих авторов нечто общее, что делает их по-настоящему современными – сложность взаимоотношения фотографии с реальностью, когда невозможно ясно определить границы между правдой и вымыслом, документом и искусством, жизнью и театром. |
|
|
|
АЛЕКСАНДР ГРОНСКИЙ. РЕКОНСТРУКЦИЯ |
|
фотографии предоставлены Grinberg Gallery |
|
|
|
Александр Гронский родился в 1980 г. в Таллине. Сегодня он один из самых известных в мире русских фотографов, хотя и живет в Риге. С 1999 по 2008 г. работал фотожурналистом, сотрудничал с различными российскими и международными изданиями. С 2008 г. полностью посвятил себя реализации персональных фотопроектов. Александра Гронского интересуют пограничные пространства, окраины городов, где лес многоэтажек переплетен с природным ландшафтом. Его серии фотографий «Граница» и «Пастораль» получили признание в мире. Кроме третьего места в номинации Повседневная жизнь на World Press Photo в 2012 г., в послужном списке Александра Гронского призы от музея фотографии в Амстердаме (FOAM), американского издательства Aperture и победа в конкурсе Critical Mass Top 50. www.alexandergronsky.com/ Мое отношение к фотографии очень индивидуально: мне интересно испытывать возможности фотографического изображения и искать его новые формы. В «Реконструкции» я отталкивался от исторических батальных панорам. Во многих музеях мы можем видеть панорамы с обзором 360 градусов, где в подробностях нарисованы исторические сражения, дополненные музейными предметами на первом плане. Интересная задача - добиться максимального охвата пространства в фотографии, которая висит на стене. Для этого я использую диптихи или триптихи, они позволяют предложить более сложные пути репрезентации пейзажа, объединяя несколько точек взгляда и уровней зрительского восприятия. Для меня важно исследовать границы возможностей фотографического изображения. В «Реконструкции» я стараюсь играть не только с пространством, но и со временем. В некоторых триптихах использую фотографии, снятые в разных местах или во время разных эпизодов реконструкции. Иногда я делаю очень большой разрыв между точками съемки, или объединяю фотографии, сделанные в разные часы. Это в большой степени псевдо-повествование или повествование, которое рождается внутри фотографии и имеет лишь относительную связь с реальными событиями. Вы смотрите на изображения и думаете о том, как они соотносятся друг с другом. Зритель сам выстраивает взаимосвязи между частями триптиха, он волен интерпретировать их как угодно. Для меня не имеет значения документальная точность фотографии, изображение вправе вводить зрителя в заблуждение. |
|
|
ДАНИЛА ТКАЧЕНКО. ПОБЕГ | |
Данила Ткаченко родился в Москве в 1989 году. В 2014 он закончил московскую школу фотографии им. Родченко, класс Валерия Нистратова. В этом же, 2014 году Данила Ткаченко стал лауреатом конкурса фотожурналистики World Press Photo 2014 с проектом «Побег», над которым работал три года. В марте 2015 закончил работу над проектом «Закрытые территории», уже получившим ряд международных призов, в том числе European Publishers Award For Photography, грант Burn Magazine, и включенным в голландский журнал Foam Talents. Серия была опубликована в таких изданиях, как BBC Culture, The Guardian, IMA Magazine, GUP Magazine, British Journal of Photography. www.danilatkachenko.com/ О себе Данила Ткаченко говорит так: «Художник обязан быть фанатиком, аскетом ради творчества. Cлужить художественной идее и преодолевать стоящие преграды на пути к ее осуществлению. Я считаю, что нашел идеальный медиум. Для меня фотография — скорее символ, чем просто носитель визуальной информации. Образ, который находится за изображением, стал для меня важнее самого изображения». |
|
|
|
|
|
Я путешествовал в поисках людей, которые решили сбежать от социальной жизни и поселиться в одиночестве среди дикой природы, далеко от любых поселений и от других людей. В основном поездки эти были по России. Главные персонажи моего проекта нарушают социальные стандарты по разным причинам. Полностью отрешившись от социума, они живут в одиночестве в условиях дикой природы, постепенно растворяясь в ней и теряя свою социальную идентичность. Изучая их опыт, мне было важно понять, может ли человек освободиться от социальной зависимости и уйти от публичного в субъективное – и таким образом сделать шаг по направлению к самому себе. Меня волнует вопрос внутренней свободы в современном обществе: насколько она достижима, если ты всегда окружен социальными взаимоотношениями? Школа, работа, семья – однажды попав в этот круг, ты навсегда становишься заложником своего собственного положения, и должен делать то, что положено. Нужно быть прагматичным и сильным, либо стать маргиналом или лунатиком. Я вырос в сердце большого города, но всегда чувствовал стремление к дикой природе – для меня это место, где я могу спрятаться и почувствовать настоящего себя, мою реальную сущность, вне социального контекста. |
|
|
|
ДАНИЛА ТКАЧЕНКО. ЗАКРЫТЫЕ ТЕРРИТОРИИ | |
Проект «Закрытые территории» - про утопичное стремление человека к техническому прогрессу. Человек всегда стремился заполучить больше того, что имеет – это один из главных стимулов прогресса, заставлявший производить все больше и больше разнообразных товаров, равно как и оружия. Лучше, выше, сильнее – основные идеи советской идеологии, ради которых государство готово было пожертвовать всем. Отдельно взятый человек воспринимал себя как инструмент для достижения этих целей в обмен на относительно высокий уровень комфорта в научных городках или «почтовых ящиках». |
|
|
|
|
|
Я путешествовал по России в поисках мест, которые во времена Советского Союза имели большое значение, а сейчас оказались брошенными. Секретные города, которые не найти на картах; забытые научные победы; оставленные сооружения почти нечеловечной сложности - идеальное будущее, которое так и не наступило. Прошлое стремительно удаляется от нас, но чтобы уверенно смотреть в будущее, нужно иногда оглядываться назад. Технический прогресс рано или поздно подойдет к концу, причиной тому может стать ядерная война, экономический кризис или природная катастрофа. Для меня важно сказать, что произойдет после этого. |
|
|
|
НИКИТА ШОХОВ. УТРИШ | |
Никита Шохов родился в 1988 г. в Каменск-Уральском. Его отец – художник и арт-критик Константин Шохов, преподаватель Тюменского государственного университета. Интерес к искусству у Никиты появился под влиянием отца. В 2008 г. закончил юридический бакалавриат в Уральском юридическом институте. Серьезно фотографией начал заниматься в Екатеринбурге в школе у фотографа Сергея Рогожкина. В 2013 окончил Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко (мастерская Игоря Мухина). В 2014 г. завоевал третье место в номинации Постановочный портрет на World Press Photo. До Никиты ни один фотограф из Екатеринбурга не становился лауреатом World Press Photo. Его фотографии публиковались в The Guardian, Harper's Bazaar Art, Calvert Journal, L'Insense Photo, Inframince, and Le Monde. www.nikita-shokhov.com/ |
|
|
|
|
|
В фотографиях Никиты Шохова мало общего с традиционной фотожурналистикой, хотя он всегда работает с реальными людьми в обстоятельствах их жизни и быта. Его метод в сочетании постановочной и документальной фотографии. Что бы Никита ни снимал, - пляж или крестный ход, ему всегда присущ ироничный, а иногда гротескный взгляд на людей и общество. Ирония часто оказывается защитой от ложного пафоса. Шут необходим королю хотя бы для того, чтобы называть вещи своими именами. В 2012-2013 г. Никита работал над фотопроектом, посвященным пляжной культуре на черноморских курортах рядом с Сочи и Анапой. Серия «Утриш» снималась на пляже нудистов. В нескольких романтических постановочных сценах, отсылающих к мифологическим сюжетам, фотограф и его модели прикасаются к главным темами в жизни человека: любовь и предательство, семья и соперничество, богатство и зависть. Игровая постановочная форма, модели-нудисты, ироничная интонация защищают фотографа от проповеди и морализаторства. Никита старался сочетать заданный сценарий с импровизацией моделей, к этому его вдохновили работы Анни Лейбовитц, Давида Ляшапеля и Райана Макгинли. |
|
Фотографии экспозиции: | |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||