ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


 

Мэгги Тейлор (США) Алиса в Стране чудес / Дина Голдстейн (Канада) Принцессы

ОДНАЖДЫ В СКАЗКЕ

 

Выставка объединяет работы американского фотографа Мэгги Тейлор (Maggie Taylor), созданные по мотивам «Алисы в стране чудес», и постановочные снимки фотографа из Канады Дины Голдстейн, где она размышляет о том, как сложились бы судьбы диснеевских принцесс. Оба автора работают с персонажами, которые ассоциируются с миром детства, но соприкасаются с серьезными взрослыми темами. В экспозиции фотографии дополнены инсталляциями, текстами и играми, которые помогут зрителю лучше понять произведения. Выставка подготовлена Центром фотографии «Март» совместно с Генеральным консульством США в Екатеринбурге.

Приключения Алисы, рассказанные Льюисом Кэрроллом, изменили детскую литературу, но значение книги намного больше. Написанная во времена расцвета классического романа, сказка в форме иносказания и остроумной пародии не хуже многотомных эпопей рассказала о человеческих слабостях и страхах, о лицемерии и самодурстве власти, о романтическом идеализме.

 
   
 

Как в любом серьезном произведении, у текста Кэрролла несколько уровней смыслов. Первый – жизнь девочки в викторианской Англии, сестер Лидделл и их наставника Чарльза Доджсона (настоящее имя Льюиса Кэрролла). Многие эпизоды книги можно связать с реальными событиями. Девочки изучают музыку, математику, физику и географию, учатся танцевать и петь. Их окружают ритуалы и бытовые приметы эпохи, такие как карты и шахматы, неизменный чай и «черепаховый суп» из говядины, а также занудные наставники, вечно читающие мораль. В птице Додо и Королеве червей автор изобразил себя. Мы можем легко представить, как 7-10 летние дети превращают в хаос игру в крокет и это выводит из себя взрослых.

Второй уровень смысла – иносказание, где, как в басне, за персонажами закреплены человеческие слабости и пороки. Девочка Алиса путешествует в мире взрослых, он кажется ей гротескным и безумным, если посмотреть на него с точки зрения подлинных ценностей. Недаром Чарльз Доджсон был не только математиком, но и священником. С самого начала Алиса теряет свою идентичность и ей важно определить себя по отношению к окружающим.

Алиса любознательная и воспитанная девочка, только от простоты она позволяет себе бестактность. В противоположность ей Белый кролик суетен, испуган, он пресмыкается перед сильными мира сего. Шляпник и Мартовский заяц проводят жизнь в праздности, время для них остановилось. И главный персонаж – Королева червей, образ власти, скорой на неправый суд и казни, но бессильной и иллюзорной, как карточный домик. Иерархия власти, которая организует мир взрослых, непонятна девочке. Алиса уменьшается, потому что она младше всех, но одновременно растет, потому что она лучше всех. Алиса – единственный приличный персонаж в сказке, ее «любящее сердце» не отравлено цинизмом, бахвальством, страхом.

Третий уровень смысла – игра слов. Текст Льюиса Кэрролла изобилует шутками и каламбурами, обыгрывающими переносное значение слов или случаи, когда слова звучат одинаково, но имеют разное значение. Их очень сложно переводить, но еще сложнее понять стихотворные пародии, поскольку читатель в России XXI века мало что знает о популярных детских стихах и песнях викторианской эпохи.

 

 

 

 

 

Американка Мэгги Тейлор много лет работает над иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес». Фотограф не скрывает своего пиетета перед текстами Льюиса Кэрролла: «Его восхитительная игра со словом, переплетение политики, истории, философии и детских стишков совершенно очаровали меня». Мэгги Тейлор собрала большую коллекцию фотографических портретов современников Алисы, вещей и игрушек, с которыми росли дети викторианской эпохи. Она внимательно изучила иллюстрации Джона Тенниела, сделанные для первого издания книги, и рисунки самого автора. Из этого разнообразного материала с помощью компьютера фотограф создает свою собственную Страну чудес, иногда не совпадающую с первоисточником. Работы Мэгги Тейлор много раз демонстрировались в различных музеях Америки и были изданы отдельной книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Льюис Кэрролл был идеалистом, он верил в «любящее сердце» ребенка, не отравленное цинизмом, расчетом, лукавством. Его книги заканчиваются хорошо, как большинство книг и фильмов для детей. В жизни, к сожалению, часто происходит иначе. «Дети не знают забот взрослых. Однако на взрослых лежит ответственность подготовить своих детей к реальной жизни», - считает канадский фотограф Дина Голдстейн (Dina Goldstein). Для своего проекта "Принцессы" фотограф сочинила новые истории про диснеевских героинь, столкнувшихся с проблемами современной женщины: бедностью, болезнью или возрастом. Белоснежка борется с заботами многочисленного семейства и равнодушием мужа, Покахонтас с одиночеством, Белль со временем, которое не щадит красоты. У каждой из десяти принцесс своя ситуация, а выйдут ли они победителями из поединка с обстоятельствами, автор оставила на усмотрение зрителя.

"Современная женщина сильно отличается от диснеевских принцесс, - убеждена Дина голдстейн. - Мы разделяем с мужчинами заботы по дому и содержанию семьи. На работе мы конкурентоспособны и нас больше не заботят проблемы равноправия. Мы так заняты, что время проносится стремительно. Если удается выкроить минутку, чтобы почитать книгу или погулять – это большое наслаждение! Свадьбы, дни рождения или юбилеи воспринимаются как «сказочные моменты», но они не длятся долго. Все мы знаем, что повседневная жизнь другая. 

В фотографиях я хочу представить реалистичную, а не негативную точку зрения. Мир вокруг сложен и многогранен, каждый ищет свой ответ на его вызовы. То, что лишь кажется «совершенством», в действительности не является таковым. Все люди, без исключения, сталкиваются в своей жизни с трудностями".

 

 

 

   
 
   
 
   
  Фотографии экспозиции:
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 

           
 

Facebook

ВКонтакте

Instagram

E-mail

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета