ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


   
 

МАЛЕНЬКИЕ ФАНТАЗИИ

   

Выставка необычна уже тем, что герои фотографий — куклы. Чтобы точнее выразить характер маленьких персонажей, фотографы работают со светом, ракурсом, резкостью и другими техническими хитростями. Если фотографии людей сравнить с драматическим театром, то представленные на выставке работы ближе к театру кукольному. Но в отличие от театра, в фотографии повествование сконцентрировано в одном-единственном изображении.

Многие выдающиеся фотографы ХХ века были увлечены съемкой кукольного мира. На то есть свои причины. Кукла пластична, ее можно трансформировать так, как не изменишь живого человека. Как следствие, у фотографа намного больше свободы. Снимая куклу, фотограф создает художественный образ, не думая о реальных фактах. Но это не значит, что придуманные персонажи и сюжеты не имеют никакого отношения к жизни. Напротив, языком иносказания художник говорит о человеке, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о свободе и времени.

   
 

Грэйс Уэстон (США) Короткие рассказы

 

 

 

Грэйс Уэстон. Свобода. Из серии "Короткие истории"

   
 

Мне интересен внутренний мир человека. Посредством фотографий с куклами я стараюсь справиться с трудностями и страхами, которые кажутся сугубо личными, но в то же время резонируют на общечеловеческом уровне. Похожие на детские фантазии сюжеты о взрослых проблемах: на горизонте маячит вселенская катастрофа; свидание принимает дурной оборот... Я часто сочетаю яркий цвет и юмор с психологическим напряжением. Этот прием помогает смеяться над собой и над нашим понятным, но тщетным желанием все вокруг контролировать.

Конечно, придуманные мною истории создавались для развлечения, но в то же время они взяты из размышлений о сложных вопросах, над которыми искони бьется человечество: Зачем я живу? Кому довериться? Я — одинок? За юмором и ярким цветом скрыто подлинное содержание моего высказывания как художника. Я предлагаю зрителю задуматься над этими вопросами. Оказалось, что вскрытие потаенной стороны человеческой природы позволяет нам улыбнуться и задуматься о том, что мы прячем в себе. Это помогает нам осознать, что мы не одиноки.

Мое восприятие жизни и искусства родом из детства, проведенного в относительном одиночестве. Я развлекала сама себя, делая маленькие диорамы из игрушек, расставляла куклы и разные предметы в углу своей спальни, неделями отдаваясь этому занятию. Я жила и взрослела в реальности своих собственных выдумок. Они служили мне большим утешением в мире, где от меня ничего не зависело. Интенсивный самоанализ, уравновешенный юмором, развивал мои чувства. Теперь я понимаю, что вернулась туда, откуда начинала, и в то же время, где никогда не была. Больше всего мне нравится докапываться до правды через маленькие фантазии. (Грэйс Уэстон)

Грэйс Уэстон живет в Портленде, штат Орегон, США. Она получила международное признание за уникальный стиль фотографии кукол. Ее работы отмечены наградами, представлены на многочисленных выставках и в публикациях, хранятся в государственных и частных коллекциях. Грейс получает заказы на создание фотографий для журналов, обложек книг, компакт-дисков и плакатов.

   
 

Грэйс Уэстон (США). Конфликт между любовниками. Из серии "Короткие истории"

   
 

Ирина Верхградская (Россия) Дорогие мои старики

   
 

    

   

 

Я с детства хорошо рисовала и очень хотела стать модельером или художником. У меня хорошо получались миниатюрные работы, но я не была уверена, получится ли у меня писать на больших мольбертах. Поэтому я решила связать свою жизнь с книгами. Начала с работы продавца в книжном магазине и, в конце концов, стала заведующей магазином.

Любовь к книгам очень помогла мне и в моем хобби. Я очень много читала, изучала историю моды. Кукол делала с детства, но потом надолго забыла об этом. Вспомнила уже в 1980-х, когда у меня появились дети. Тогда и начала снова делать кукол — сначала для детей, а потом уже для себя. Я работаю с разными темами — и с литературными персонажами, и с историческими. Так моя коллекция разрослась до 1620 работ.

Для меня важны костюмы. Я стараюсь одеть кукол в соответствии с определенным историческим периодом. Конечно, кроме совсем мелких деталей, которые сделать совсем уж сложно. Специально собираю дома разные кусочки тканей, подбираю их как историк моды — так, чтобы они были узнаваемы и реалистичны.

У меня не было бабушек, поэтому образы кукол не связаны с детскими воспоминаниями, как у многих. Просто, когда иду по улице, невольно всматриваюсь в лица прохожих. Встречается мне на улице бабушка, я провожаю её взглядом, потом стараюсь незаметно обернуться, посмотреть ей вслед, мысленно пожелать что-то доброе, а потом свои впечатления отражаю в работе.

Мои работы грустные только на первый взгляд. Это в молодости нам нужно очень много, мы постоянно строим планы, у нас много амбиций. А старикам нужно очень мало. Если светит солнце — они уже рады. И я стараюсь эти моменты подчеркнуть, что не в таком уж они бедственном положении. (Ирина Верхградская)

 
 

 

 

Игорь Култышкин (Россия) Ванькины сказки

 

 

 

   
 

Это игрушки моего сына Ивана. И мое путешествие в джунгли или на Ковчег, где каждой твари по паре, и все живут в мире. Это сказки, которые я рассказываю сыну, когда прихожу с работы, а он давно спит. Утром все собираются в детский сад или на работу, и я опять его не вижу. Когда вырастет, тогда и увидит сказки, снятые для него. А пока он маленький и любит играть в машинки, звери лежат в коробках. Он замечает их только когда видит меня, а я ложусь с ними. (Игорь Култышкин)

«Ванькины картинки» Игоря Култышкина — волшебство. Оно начинает действовать с первой секунды, когда вы видите сияющего вола и царственных львов, борьбу слона и бегемота. Неважно, посещают ли вас мысли о том, настоящие ли это звери или то, что вы видите, снято понарошку. Чувства, которые вы испытываете, настоящие. Сегодня уже мало что может заставить замирать и восхищаться взрослых, у которых кожа как у бегемота, а хитрость поистине крокодилья: иначе не выживешь. А тут — сказки детям. И начинаешь им завидовать: в их мире есть место чуду. У Култышкина своя волшебная дверь в этот гармоничный космос, куда, оказывается, взрослым путь открыт не только с Гарри Поттером. (Ирина Чмырева, искусствовед) 

Игорь Култышкин – член Союза фотохудожников России, участник многочисленных фотографических выставок и фестивалей: «Отпечатки» (Петрозаводск, 2003), «Осенний фотомарафон» (Санкт-Петербург, 2004), «Пандус (Москва, 2008), Международный фестиваль фотографии в Пиньяо (Китай, 2009), PhotoVisa (Краснодар, 2013 и 2015) и т.д. Его работы хранятся в российских и зарубежных собраниях: в Московском музее современного искусства и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Персональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге и Риме.

   
 

Робо Кочан (Словакия) По ту сторону

   
 

Робо Кочан (Словакина) Аудиенция. Из серии "По ту сторону"

   
 

Восточная Европа полна загадок и тайн. Они наполняют историю региона, эхом отдаются в наших сердцах. Но они не только в прошлом. Особость восприятия мира тех, в ком течет кровь, впитавшая в себя аромат гор, продолжает проявляться в сегодняшнем мире. Колдуны не исчезли, алхимики живут среди нас. Они стали художниками.

С юности фотограф Робо Кочан был легким поэтом, воздушным, едва касающимся сложных материй и проявляющим их потаенный смысл. Поворотом в творчестве стало обращение к сказкам, мифам и легендам в середине 1990-х. В фотографии он нашел форму для воплощения духов, что бродят в лесах, для танцев фей и эльфов, водных и горных существ. Он как будто снова стал ребенком. И обрел множество поклонников среди самых изощренных почитателей фотографии и философии. Это было победой художника над самим собой, преклонение колен перед тем, что древнее и больше.

Как выглядят эльфы и духи? Науке неизвестны их изображения «с натуры». При этом сказочная традиция каждого народа подробно регламентирует черты, по которым один из родов духов отличается от другого. Кочан в своих лесных сериях открыл духам путь в фотографию, выпустил их к зрителям. Возможно поэтому в Братиславе, где художник учился, Робо воспринимался как человек из Попрада, с Татр, где мифическим безумствам и место. Но за пределами Словакии Кочан — ярчайший представитель словацкой фотографии. Его образный мир воплощенных легенд оказался естественным для богатой традициями словацкой культуры. (Ирина Чмырева, искусствовед)

Робо Кочан родился в городе Попраде в 1968 году, учился в Художественной школе города Кошица, в Высшем художественном институте в Братиславе (факультет фотографии), в Ноттингемском университете (Великобритания) и в Национальной школе изящных искусств в Дижоне (Франция). У Кочана состоялось свыше пятидесяти персональных выставок; его работы принимали участие во множестве международных фотографических проектов. Произведения фотографа хранятся в художественных музеях США и стран Европы. Робо Кочан преподает фотографию в Словакии и за рубежом.

 

 

  Фотографии экспозиции © Екатерина Попова:
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета