ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


   
 

ШУМНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

современная чешская фотография

   

Название выставки заимствовано из романа классика чешской литературы ХХ века Богумила Грабала «Слишком шумное одиночество». Но между текстом чешского писателя и фотографиями выставки есть более глубокая связь, чем просто слова, вынесенные в название. В небольшом по объему романе Грабала герой («маленький человек», как определили бы его в русской литературе) противостоит гибели культуры, разрушающей силе времени, забвению. Его усилия обречены, герой в финале умирает. Грабал нашел удачное определение безнадежной попытке увидеть «звездное небо над головой» среди хаоса мира, наполненного насилием, - «шумное одиночество».

Для текстов Богумила Грабала, как и для фотографий на выставке, характерно сочетание высокого и низкого, бытового и фантастического. Их сближает ощущение уязвимости человеческой жизни в соприкосновении с природой, историей и временем. Во всех фотографиях есть скрытый смысл, ради которого они и создавались. При этом авторы принадлежат к разным поколениям и используют различные приемы при создании изображений от классической фотографии до цифрового коллажа (монтажа) или механического воздействия на отпечаток.

   
 

Мартин Фалтейсек. Невесомость

 

 

 

   
 

Молодой чешский фотограф Мартин Фалтейсек работает в жанре автопортрета. Фотографии сняты в окрестностях малой родины фотографа, но отнюдь не ради красивых видов. Каждая фотография – метафора отношений автора с миром природы и обществом. В одних случаях эти отношения гармоничны, персонаж раскрепощен, свободен, расслаблено плывет по течению жизни. В других случаях, напротив, он напуган, уязвим, загнан в угол обстоятельствами. Есть и третий вариант – попытка спрятаться, изменить себя, подстроиться под окружающую среду.

Автопортреты — это исповедь моего внутреннего "я" о Родине, о моем доме в Ланшкроуне. Это дневник моих чувств. Я отразил в них этапы своей жизни, воспоминания о разных ее периодах. Меня вдохновляют смена времен года, сны, чувства, деревья, свет, темнота, тексты песен, человеческие истории и проблемы. Наибольшее влияние на воображение оказывает психическое состояние. Особенно депрессия! Идеи для автопортретов чаще всего приходят, когда я в плохом настроении. В эти моменты я очень остро на все реагирую, рождается столько идей, что подчас не знаю, за что взяться. Многое из того, что меня вдохновляет, исходит от самой природы. Но я не хочу показывать мир таким, какой он есть на самом деле. Мне нравится преображать его и придавать всему мечтательный оттенок. Над серией «Невесомость» я работаю с 2012 года.

Мартин Фалтейсек

Мартин Фалтейсек (р. 1993) родом из Ланшкроуна, расположенного у подножья Орлицких гор. Он окончил Институт творческой фотографии в Опаве. Среди его самых больших достижений победы в конкурсе Czech Press Photo три раза подряд, номинация на World Press Photo, упоминание жюри в международном конкурсе International Photography Awards (IPA). В 2020 году Мартин Фалтейсек стал лауреатом самой престижной в Чехии премии Личность в молодой чешской фотографии до 30 лет. В дополнение к арт-фотографии Мартин снимает свадьбы и рекламу для таких брендов, как BMW, Lexus и ELLE.

   
 

Ивана Востракова

   
       
   
 

Коллажи Иваны Востраковой похожи на притчи. Каждая работа как лаконичная формула или маленькая история о человеке в сложной, подчас неразрешимой жизненной ситуации. Ивана остроумно играет с фотографиями плоских поверхностей (стены с граффити, потеки краски, порванная бумага и т. п.) и иллюзией трехмерного пространства, которую привносит фигура человека. Однако Ивана идет дальше и в той же игровой манере ставит сложные вопросы жизни.

Фотография - моя большая страсть. Для меня это способ показать мир таким, каким его видят мои глаза. На моих фотографиях не видно лиц людей. Я использую этот прием для того, чтобы зрители могли лучше идентифицировать себя с историями на моих фотографиях. Я хочу выразить широкий спектр эмоций: от спокойствия и радости до боли и странного неопределенного чувства, которое иногда испытывает каждый. Чувства из повседневной жизни, а также из ночных снов или кошмаров. Я пытаюсь материализовать неопределенное и использую, казалось бы, несовместимые элементы, чтобы создать новую неожиданнуюреальность.

Ивана Востракова

Фотографии Иваны Востраковой были опубликованы во многих СМИ по всему миру (например, в журналах Professional Photographer Magazine, Photography Monthly, Harper's Bazaar, Top Class, B&W Magazine, FotoVideo, DIGIfoto, PhotoArt и многих других), а также получили призы во многих фотографических конкурсах (Professional Photographer of the Year 2012 - 1 место - The Portfolio Award, Photographer of the Year 2010 - 1 место, Photographer of the Year 2013 - 1 место, The Outstanding Photographic Works 2018 - Boqi Cup в Китае, IPA The Lucie Awards 2018 - Honorable Mention, The Tokyo International Foto Awards - Gold Medal, Ipa One Shot: Street Photography - Honorable Mention Px3 Prix de la Photographie Paris 2018 - Honorable Mention, IPA The Lucie Awards 2019 - Honorable Mention, IPA One Shot - Honorable Mention, IPA The Lucie Awards 2020 - Honorable Mention и многие другие). Ее работы включены в художественные коллекции по всему миру.

   
 

Давид Хегер

   
 

   

 

Работы Давида Хегера балансируют на грани веселой детской игры и серьезного взрослого высказывания. Герои многих фотографий - дети. Сюжеты просты и лишь на первый взгляд очевидны. Но на поверку оказывается, что за детскими играми скрываются отсылки к античным мифам и религиозным мотивам, а через многие фотографии проходит идея мечты и ее иллюзорности.

Мне очень помогает опыт работы в студии кукольнойанимации, где я был сначала реквизитором, а затем оператором. Первым моим опытом соприкосновения с кукольной анимацией стал ужастик "Леди Баг" Лонгина Вдовяка, позже - детские телесериалы "Дела семьи бегемотов" и "Одна ночь в городе" режиссера Яна Балея. Я люблю создавать свой собственный миниатюрный реквизит для фотографий и сочетать его с реальными, естественными пейзажами. В последнее время я одержим альтернативной фотографией, особенно Resinotype. Также я часто экспериментирую с металлическимфоном и различными цветами пигмента.

Давид Хегер

 

 

Владимир Жидлицки. Воспоминание о 1916 годе

 

 

 

   
 

Я создал эту серию реинтерпретаций аэрофотоснимков Первой мировой войны в память о моем покойном дедушке, который погиб на войне в 28 лет. Он был офицером австро-венгерской армии. В детстве, совершенно случайно, в куче старых фотографий на чердаке я нашел несколько оригинальных контактных отпечатков. Это были аэрофотоснимки военных самолетов, сделанные, скорее всего, на итальянском фронте. Понятия не имею, какое отношение эти фотографии имеют к судьбе моего деда. Я не задавался целью выяснить это тогда, а сейчас уже не у кого спросить. Затем фотографии были забыты почти на шестьдесят лет, пока я случайно не наткнулся на них в 2007 году. Только тогда я смог в полной мере оценить их эмоциональную силу. Используя эти и другие старые фотографии, которые собирал много лет, я реинтерпретировал то время в новой, вымышленной форме. Творчество, которым я занимался в течение долгого времени, способствовало интенсивному погружению моего сознания в прошлое, в жизнь людей, о которых я не хотел ничего знать, но, тем не менее, они оживали, чтобы вовлечь меня в воображаемый диалог. Я былпотрясен силой этого опыта. Он стал движущей силой проекта.

Владимир Жидлицки

   
 

Владимир Жидлицки. Море

   
 

    

   
 

Море огромно, оно гигантское, живое. Воистину - это вечность, начало и конец. Меня огорчает, что я не могу взлетать, подняться над водой, парить, что не могу увидеть под собой гигантские волны, которые разбиваются о скалы материка. В этом проекте я хотел бы обратиться к основам человеческого существования или вообще к существованию мира, ведь из моря родилась жизнь.

Фотография изображает реальность, но для меня это никогда не было конечной целью. Я всегда вношу какие-то изменения, используя разные смешанные техники, для меня это необходимо, чтобы выразить свое понимание темы. Я пришел к фотографии от живописи. Это произошло интуитивно, когда я неожиданно для себя сделал несколько отпечатков. И точная передача реальности в фотографии спровоцировала меня к тому, чтобы что-то изменить в снимке и найти свой стиль, который бы соединил фотографию, живопись и графику. Для меня никогда не было главным создание приятного, привлекательного изображения. Важнее передача своего личного взгляда на вещи.

Есть сотни путей и способов внесения изменений в аналоговое изображение. Сейчас спектр приёмов стал больше, благодаря возможности сканировать изображения, возможности корректировать их цифровым способом, в том числе и их оптические ошибки. Хотя компьютеры привнесли новые возможности,базовые принципы остались прежними.

Владимир Жидлицки

Владимир Жидлицки (р. 1945) окончил факультет фотографии Академии исполнительских искусств в Праге (1975) и в течение нескольких лет (1977-1990) преподавал в Колледже искусств и дизайна в Брно. Он достаточно крупная фигурой на чешской и европейской художественной сцене, самый титулованный из участников выставки. Жидлицки выставлял свои работы в различных музеях и галереях Словакии, Богемии и Моравии, а также во Франции, Дании, Германии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, России, США, Нидерландах, Китае и других странах. Издано в общей сложности три большие монографии о его творчестве. Одна из них была признана лучшей книгой по фотографии в Восточной Европе в 2003 году.

 

 

  Фотографии экспозиции © Екатерина Попова, Наталья Крюкова
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета