|
ПУТЬ СКВОЗЬ БЕЗДНУ судьба еврейского народа в ХХ веке |
|
Трагическая судьба еврейского народа в первой половине ХХ века — одно из самых важных событий мировой истории, которому посвящено множество книг, фильмов, музеев. Выставка в Центре фотографии «Март» не претендует на повторение учебника истории. Она предлагает зрителю не изложение фактов, а художественные образы, прямо или косвенно связанные с историческими событиями и современностью. Выставка подготовлена в рамках Фестиваля современной еврейской культуры в Екатеринбурге и при поддержке Генерального консульства США в Екатеринбурге. |
|
|
|
Ричард Тущман (США). Рабочее утро |
|
РИЧАРД ТУЩМАН (США) Однажды в Казимеже |
|
|
|
«Однажды в Казимеже» — новелла в постановочных фотографиях. Она рассказывает о жизни еврейской семьи в польском городе Кракове в 1930-е годы. Действие происходит в Казимеже — еврейском квартале Кракова, где жили евреи на протяжении нескольких столетий. Я решил заняться этой темой после поездки в Краков, где выросла и окончила университет моя жена Ева. Недалеко от Кракова когда-то жили и мои еврейские предки до иммиграции в Америку в 1900 году. Я попытался объединить в одно целое вымышленных персонажей, семейную историю и особенности культуры восточноевропейских евреев. Одновременно фотографии являются данью признательности моим любимым художникам, таким как Ян Вермеер, Рембрандт, Винсент Ван Гог, Бальтус и Джорджо де Кирико, а также фотографу Биллу Брандту. «Однажды в Казимеже» в поэтическом ключе рассказывает историю утраты. Смерть, банкротство семейных отношений, чувство скорби и печали присутствуют во многих фотографиях, но вместе с тем есть и редкие моменты любви, нежности и страсти. Район Казимеж — сам по себе метафора утраты и распада. Как писал в 1935 году еврейский историк Мейер Балабан, в «когда-то полном жизни» Казимеже остались только «бедные и ультраконсервативные» евреи. События серии разворачиваются за несколько лет до того, как рядом с Краковом появились лагеря смерти Аушвиц и Биркенау. Тьма постепенно овладевает героями фотографий, самая вероятная и их судьба — погибнуть в жерновах истории. |
|
Ричард Тущман (США). Когда-то |
|
Фотографии серии «Однажды в Казимеже» были сделаны с помощью манипуляций за компьютером. Сначала в боксе, напоминающем сцену маленького кукольного театра, я создал, разрисовал и сфотографировал интерьеры и предметы. Затем я фотографировал моделей в студии на нейтральном фоне. И на завершающем этапе объединял изображения в программе Photoshop. Такой метод работы позволяет контролировать все важные элементы изображения: оформление сцены, свет и композицию. Я многое заимствую из кино и театра, а также у художников, о которых уже упоминал выше. Стараясь сделать миниатюрные интерьеры как можно более выразительными, я отхожу от натурализма в сторону театрального, немного сюрреалистического образа. Все работы «Однажды в Казимеже» связаны между собой единым сюжетом. Несмотря на то, что у меня есть четкая последовательность фотографий, хочется видеть эту историю как рассказ с открытым финалом. Так, каждый зритель вправе по-своему истолковать изображения, мысленно расставить их иначе и создать свой собственный контекст. Мне хочется верить, что таким образом серия «Однажды в Казимеже» отражает мимолетное, зыбкое состояние памяти и снов. Ричард Тущман начал экспериментировать с цифровыми изображениями в начале 1990-х годов, развивая свой собственный стиль, объединяющий фотографию, живопись и ассамбляж. Его работы выставляются во многих галереях США и мира. Ричард Тущман был отмечен на престижных конкурсах, таких как Prix de la Photographie Paris (Gold Medal, People's Choice), Critical Mass Top 50, International Kontinent Awards (1st Place, Fine Art Projects), Center Project Launch Juror's Award (chosen by Roger Watson, Fox Talbot Museum) и других. Его фотографии были опубликованы во множестве online журналах, включая Slate, LensCulture, LensScratch, Huffington Post. В 2016 году Тущман был номинирован на грант New York Foundation в категории Arts Fellow in Photography. Живет и работает в Нью-Йорке. |
|
Ричард Тущман (США). Мертвенный свет |
|
|
КОЛ ТОМПСОН (США) Призраки Аушвица |
|
|
Что можно сказать об Аушвице и Биркенау такого, что еще не сказано? Что можно снять в этом сакральном месте, что до сих пор еще не было сфотографировано? Размышляя о том, что здесь происходило, я задавался вопросом, как человек оказался способен на такие бесчеловечные вещи. Ища ответы, я перечитывал «Таинственного незнакомца» Марка Твена. В этой повести мальчик Сеппи обсуждает с Сатаной одного человека, который жестоко избил свою собаку. Сеппи утверждал, что тот поступил бесчеловечно, на что Сатана возражал: «Нет, Сеппи, как раз человечно. Именно человечно». Сатана имел в виду, что никакие другие создания на земле не поступили бы так жестоко… только человек. Я не собирался снимать во время своей поездки в концентрационный лагерь, но пробыв там всего несколько минут, почувствовал, что должен это сделать. Я представлял себе людей, которые когда-то были на том же месте, что и я сейчас. Воображал себе их души, все еще невидимо присутствующие здесь. И я сфотографировал призраков. |
|
|
|
|
Уже в 14 лет я понял, что фотография — мое предназначение в жизни. Путешествуя в окрестностях Рочестера, я наткнулся на руины старого дома, некогда принадлежавшего основателю Kodak Джорджу Истмену. Это пробудило во мне интерес к его биографии. Я был захвачен фотографией, собирал книги, снимал или печатал в лаборатории, не сомневаясь, что стану профессиональным фотографом. Следующие 10 лет я жил только ради фотографии, и если не снимал и не печатал, то читал книги по фотографии или изучал любые снимки, какие только мог найти. Но уже в те ранние годы я придерживался определенного стиля. Это была черно-белая фотография в духе Анселя Адамса, Эдварда Уэстона, Винна Буллока и других. Я знал, что мой путь — делать близкие к ним изображения. Меня часто спрашивают, почему черно-белая фотография? Думаю, потому, что я вырос в черно-белом мире. Телевидение, фильмы, новости были в черном и белом. Мои герои были черно-белые и даже американцы делятся на черных и белых. Мои фотографии являются продолжением мира, в котором я рос. Для меня цвет регистрирует реальность, в то время как в черно-белой фотографии проявляются чувства, которые не лежат на поверхности. Я показывал свои фотографии на выставках, они часто публиковались и получили множество наград. Но я не хочу предъявлять список своих побед. Почему? Я верю, что подлинный успех внутри, а не вовне. Некоторые, спрашивая о моих достижениях, получают неожиданный ответ: «Мои фотографии — вот мое достижение, и ничто другое». |
|
|
|
ДЕНИС ТАРАСОВ (РОССИЯ) Путь сквозь бездну |
|
Инсталляция отсылает к одному из символов еврейской культуры — семисвечнику (меноре). Изображение меноры можно найти на еврейских надгробных памятниках в античные времена. Семь свечей символизируют торжество света над тьмой, вечности над смертью, духа над плотью. Днем и ночью свечи освещают ковчег со свитками Торы в синагоге. На похоронах зажигают поминальную свечу об умершем, поскольку свет — символ бессмертного божественного начала в человеке: «Душа человека — светильник Господа» (Притчи царя Соломона. 20:27). В инсталляции уязвимая страдающая плоть заключенных становится светом, возносясь к Божественному Свету. Денис Тарасов - директор Центра фотографии «Март» (Екатеринбург), Председатель Свердловского отделения Союза фотохудожников России. Победитель конкурса «Молодые фотографы России» (2007). Лауреат международного конкурса «Эпохи зримые черты» (2007). Обладатель специальной премии Международного фестиваля фотографии «Волжское Фотобиеннале» (2008). Победитель международного конкурса «Волжское Фотобиеннале» (2010). Участник Portfolio review Russia (2011) в Москве и выставки «Современная российская фотография: новое поколение» на фестивале FOTOFEST-2012 (Хьюстон, США). Участник выставок «Body Language» в SAATCHI GALLERY (Лондон, 2013), PROЗАВОД (Центр фотогорафии им. братьев Люмьер, Москва, 2015). В общей сложности в период между 2007-2015 участвовал в более чем 20 выставках в России, Литве, Италии, Словакии, Румынии, США, Нидерландах, Великобритании и на Филиппинах. |
|
|
|
|
ГАБИ БЕН-АВРАХАМ (ИЗРАИЛЬ) | |
Мне 58 лет, я израильский фотограф, живу в Тель-Авиве и работаю в IT компании. После первого увлечения пленочной камерой в 1980-е годы, я решил оставить фотографию ради карьеры в области информационных технологий. Но, к счастью, мой интерес к фотографии никогда не исчезал. До времени он оставался нереализованным, пока подаренная женой камера не подтолкнула снова заняться съемкой. Улица – не студия. Иногда я стою и выжидаю, когда сойдутся вместе многие вещи: мотоциклист, танцовщица, ребенок. Документальная стрит-фотография – это мой способ видения окружающего мира. Моя камера стала неотъемлемой частью меня самого, не представляю себе жизни без нее. Повсюду, где я бываю, беру ее с собой, надеясь, что «может быть сегодня мой день, и я сделаю лучший кадр в жизни». Постоянно ищу вокруг себя тот самый «решающий момент», который никогда не повторится, если я не поймаю его. Нажимая на кнопку фотоаппарата, я пытаюсь решить сразу несколько задач: внести упорядоченную композицию в хаотичное движение людей и вещей вокруг, рассказать остающуюся за кадром историю и запечатлеть абсурдные сюрреалистические мгновения жизни. Различные элементы изображения (цвет, форма или свет) взаимно дополняют друг друга. Моя цель — поймать и сохранить для вечности неуловимый особенный момент в жизни, который никогда не повторится. |
|
|
|
Габи Бен-Аврахам (Израиль). Рынок Шук Кармель. Тель-Авив. 2017 |
|
Незнакомые люди в окружении большого города привносят в фотографии особую пластику. Тени, отражения, едва уловимые очертания, на что обычно не обращаешь внимания в суете повседневной жизни, — чрезвычайно дороги мне. Их сочетания и выразительность должны быть сохранены, прежде чем навсегда исчезнуть во времени. Подобно рыбаку, который забрасывает удочку, не зная, что сегодня удастся выловить, я беру свою камеру и ныряю в жизнь улицы, даже не подозревая, что произойдет спустя пять минут. Это похоже на приключение. Когда я снимаю, я стараюсь подметить что-то сюрреалистическое, выходящее из ряда повседневной банальности. У меня есть любимые места, где я могу сделать очень непохожие снимки. Всегда будет что-то другое — люди, свет и тени, атмосфера. Одним нажатием на кнопку камеры я стараюсь придать значение маловажным вещам, создать мою личную иллюзорную реальность, чтобы поделиться ею со зрителем. Даже когда мгновение исчезает, оно остается в памяти зрителя. Я член группы стрит-фотографов "Thestreetcollective" http://www.thestreetcollective.com/ Она была создана в 2013 году, и с тех пор показывает жизнь улицы с авторской, непохожей на других точки зрения. Цель нашей группы не только в развитии стрит-фотографии как таковой, но и в знакомстве с ней максимально широкой аудитории. |
|
Габи Бен-Аврахам (Израиль). Бней-Брак. Тель-Авив. 2015 |
|
Габи Бен-Аврахам (Израиль). Без названия. Тель-Авив. 2015 |
|
Фотографии экспозиции © Екатерина Попова: | |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||