|
ДЕТЕКТИВ |
|
|
На выставке представлены работы 11 авторов из России, Чехии, Великобритании и США. Экспозиция построена по классической схеме детективного жанра. В первом зале герои фотографий Ярослава Коциана (Чехия) обнаруживают себя ночью на пустынной улице в неочевидной ситуации. Они обескуражены, потеряны, покорны судьбе. Атмосфера этого зала — состояние тревожного ожидания, чувство скрытой угрозы. Далее по закону жанра следует «место преступления». В большом зале галереи кураторы построили лабиринт с образом «сожженной комнаты» в инсталляции Татьяны Швецовой-Яперовой (Екатеринбург, Россия). Но, разумеется, преступления здесь не настоящие. Дерек Хард (Чехия) с помощью кукол и фотографических приемов обыгрывает сцены из культовых криминальных фильмов. В коллажах Дениса Тарасова (Екатеринбург, Россия) кадры из кино со сценами преступлений размещены в рекламных каталогах. Константин Ремизов (Россия) работает с виртуальными мирами ролевых компьютерных игр, а Питер Бэнкс (Великобритания) с видеоартом и иллюзией реальности в фотографии. Расследование преступления невозможно без объективных научных данных и обращения к современным методам контроля и идентификации личности. Об этом следующий раздел выставки, где почти незаметна граница между вымыслом и правдой. Не в мрачных антиутопиях, а в современной жизни любой человек может быть мгновенно опознан по лицу и цифровому следу в соцсетях. Егор Цветков (Россия) доказал это на примере случайных попутчиков в метро. Не в голливудских фильмах, а в сделанных в метро Санкт-Петербурга фотографиях Олега Пономарева (Россия) рентгеновское просвечивание багажа обычных людей обнаруживает автоматы, пистолеты, пули и прочие «мужские игрушки». Валентин Сидоренко (Россия) исследует отпечатки рук и пальцев преступников и гениев — людей схожих и, одновременно, диаметрально противоположных судеб. В классическом детективе добро побеждает зло, злодей терпит поражение и получает по заслугам. Популярность жанра объясняется не только остротой сюжета, но и предсказуемостью финала, утверждающего ценность жизни и справедливости. Однако в реальности так случается не всегда. Выставка «Детектив» в Центре фотографии «Март» завершается проектом Сергея Строителева (Россия) «Цвет насилия». Он посвящен преступлениям без наказания, где преступник анонимен и неразличим в толпе. В проекте несколько героев: мигранты, ставшие жертвами нападений на улице; преступники, о которых мы знаем только по фотороботам; ночной город со смазанными лицами прохожих. Комментарии психолога и прямая речь людей заставляет задуматься, как глубоко проникло чувство страха и неуверенности в своей безопасности. Детектив становится тотальным. |
|
|
Ярослав Коциан (Чехия). Из серии "Семейный портрет" |
|
|
|
Ярослав Коциан: "Я пытался достичь мистической атмосферы за счет сочетания дневного света и искусственных источников освещения. Сюрреалистическая стилистика фотографий должна вызывать мечтательную, отчасти меланхолическую атмосферу. Взгляд героев от камеры куда-то в пустоту усиливает экзистенциальный смысл фотографий. Персонажи проявляют себя косвенно, в частности, благодаря тщательному выбору окружения в момент съемки. Оно связано с тем, как они жили в юности или где они живут сейчас. Мы ничего не узнаем о них из названий фотографий, только имена и годы рождения". |
|
Дерек Хард (Чехия). Из серии "Миниатюрная реальность" |
|
Дерек Хард создал серию постановочных фотографий «Миниатюрная реальность» с помощью игрушек: коллекционных кукол, моделей автомобилей и миниатюрного реквизита. Он объединяет в этой серии жанры портрета и натюрморта. Дерек создает свою собственную реальность, напоминающую стоп-кадр из фильма с узнаваемыми героями. Зритель не сразу понимает, кадр это из фильма или только фотография с куклами. |
|
Денис Тарасов (Россия). Из серии "Зона комфорта #2" |
|
|
|
Слово зона имеет двоякий смысл. Мы можем употреблять его с нейтральным значением, указывая на какое-то выделенное пространство («зона досмотра багажа»), или с отрицательным, имея в виду тюрьму или территорию, отчужденную от нормальной жизни. В романе А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» в Зоне происходят опасные для человека аномалии, но в ее сердцевине – место, где исполняются желания. |
|
|
Питер Бэнкс (Великобритания). Двое |
|
Питер хочет создать иной способ видения, это открывает новые возможности для искусства. Его интересуют взаимосвязи между фотографией и тем, что на ней изображено. Он наслаждается двусмысленностью фотографии, работы создают напряжение между реальностью вещей и пространства и иллюзорностью их отображения на плоскости. Фотография - нереальный мир, где реальность и иллюзия реальности взаимозаменяемы. |
|
|
Константин Ремизов (Россия). INGAME |
|
Сет Гиддинс: "Многочисленные игры предлагают игрокам возможность производить и собирать изображения, демонстрируемые и понимаемые как фотографии. В некоторых играх производство фото-подобных изображений служит центральным элементом геймплея, в других — это дополнительная активность, опция для перфекционистов либо эстетов. Некоторые игры не предлагают такой функции, однако что-то в качестве их графики, виртуальных пейзажах или свойствах виртуальной камеры стимулирует в игроках желание производить изображения посредством «захвата экрана». Как и в реальном мире, фотографы снимают важные места, события и персоналии, и эти изображения не только выглядят подобно фотографиям реального мира, но и собираются и демонстрируются в альбомах и слайдшоу. Видеоигры и их миры предлагают игрокам и игровым сообществам яркий, сложный, увлекательный опыт. Фотографии, на которых они выступают объектом или средой, возможно, и не написаны светом, но в своих конвенциях, аффектах, в своей интенциональности они выступают в качестве симуляций и оттого тем более реальны." |
|
|
|
Татьяна Швецова-Яперова (Россия). Инсталляция "Бессоница" |
|
Олег Пономарев (Россия). Из серии "Checkpoint" |
|
|
|
Олег Пономарев: "В проекте Checkpoint (контрольно-пропускной пункт) я
исследовал контроль и обеспечение безопасности общества, их противоречия и
взаимосвязи. На фотографиях рентгеновские
снимки багажа, который возят с собой пассажиры петербургского метрополитена. Контроль всё
глубже проникает в нашу жизнь. Камеры наблюдения, прослушивание телефонных
разговоров, мониторинг социальных сетей, досмотр в публичных местах — все
это позволяет представить наше общество в виде рентгеновского снимка, выявить
скрытое, частное. |
|
Егор Цветков (Россия). Из серии "YOUR FACE
IS BIG DATA |
|
Егор Цветков: "Я фотографировал людей, сидевших передо мной в вагоне метро, а потом искал их в социальных сетях с помощью общедоступного программного обеспечения. Я узнавал многое о жизни человека, не вступая в личный контакт, и мог сопоставить реальный образ с его репрезентацией в социальной сети. Возможность быстрого анонимного поиска человека превращает безличный объект в почти близкого знакомого." |
|
Валентин Сидоренко (Россия). Из серии "Следы" | |
Валентин Сидоренко: "В проекте я соединяю архивные отпечатки рук известных людей XIX - ХХ века, сделанные хиромантами: М. Рашиг и Л. Хамон. Я стал задаваться вопросом: музыканты, физики, художники, актеры, политики – каждый сделал определяющий шаг на своём пути, но что если бы он был другим?" |
|
Сергей Строителев (Россия). Фрэнсис. Из серии "Цвет насилия" |
|
Сергей Строителев: "Цвет насилия — красный, как цвет крови каждого из нас. Как ни стыдно это признавать, ежедневно в России мигранты и беженцы подвергаются насилию со стороны местных жителей — от «случайных» толчков в транспорте и на улице до причинения серьезного вреда здоровью и даже убийства. Я решил разыскать людей из самых разных стран, которые подверглись насилию на почве расовой ненависти, и попросить их рассказать свои истории. |
|
Фотографии экспозиции © Екатерина Попова: |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||