|
ТАЙНАЯ СИЛА СКАЗА |
|
Выставка подготовлена совместно с Объединенным музеем писателей Урала к году 140-летия со дня рождения Павла Петровича Бажова. На выставке представлены работы фотографов из Китая, Японии, Франции и России. Те из них, кто не живет в России и не знает русского языка, никогда не слышали об уральском писателе. Фотографы из нашей страны Бажова знают, но свои произведения они создавали независимо от сказов. И тем не менее находятся точки пересечения фотографий с бажовскими текстами. Работы выставки можно рассматривать в контексте сказов Бажова и независимо от них. |
|
Кадзуаки Косеки (Япония) Светлячок |
|
|
|
Я снимаю пейзажи Ямагаты в Японии. Ощущая всеми пятью
чувствами, как прекрасно каждое из четырех времен года в Ямагате, я
фотографирую мир, сотканный из гор, леса и реки. Самая большая награда для
меня, если фотографии трогают сердца зрителей. |
|
Кадзуаки Косеки. Из серии "Светлячок" |
|
В мире сказов Павла Бажова завод и лес противопоставлены как обыденное и волшебное. Территория завода ограничена, а вокруг неё простирается бескрайний «невиданный лес». Человеку лес страшен, особенно ночью. Он живет по своим законам, власть и деньги там не имеют значения. Главные герои бажовских сказов принадлежат к избранным, кому открывает себя «тайная сила». В лесу Дарёнке является Серебряное копытце, а Илья натыкается на колодец Синюшки. В лесу Данила встречает Медной горы Хозяйку, и там же Катя попадает в её царство. Бажов описывает владения Хозяйки, как каменный лес: «Дерево холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменная. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся». Но лес еще и пристанище для тех, кому некуда податься от несправедливости жизни. Туда бежит «соликамский парень», чтобы навсегда укрыться в «заросшей лесом Азов-горе». |
Бенуа Лапрэ (ФРАНЦИЯ) Реликты |
|
|
Дикая природа — неисчерпаемый источник вдохновения для фотографа. Любое место по-своему уникально. Каждую минуту, каждый час, каждый день, от одного сезона к другому оно выглядит иначе. Природа постоянно удивляет нас, в ней все живое и изменчивое. Для растений процесс эволюции происходит стремительно, но для минералов он растянут на годы и тысячелетия. |
|
|
Бенуа Лапрэ. Из серии "Реликты" |
|
|
|
В окрестностях Полевского и Екатеринбурга горы невысокие, причудливой формы и покрыты лесом. Но именно горы определяли для Бажова своеобразие края: «Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь». Гора испытывает человека, выявляет его подлинную суть: «Гора-то силу людскую показывает. Иной по ровному месту, может, весь свой век пройдет, а так своей силы и не узнает. А как случится ему на гору подняться, тогда и поймет, что он сделать может. Ну, и слабого человека гора в полную меру показывает: трухляк, дескать, на подметки не годится». Еще в детстве Бажов представлял гору живой, похожей на лежащего медведя. Возможно, детскими воспоминаниями подсказан образ Денежкина-богатыря, который «стал гора горой. На левом скате горы рудный выход обозначился. Это где сорока окаменела». |
|
|
Денис Тарасов (Россия) Обрывки сна об эдельвейсе |
|
В ХХ веке с легкой руки Карла Густава Юнга предпринималось множество попыток найти взаимосвязи между сном и мифом. Но сновидения, как и мифологию, сложно подвергнуть научной классификации. Образы снов призрачны, не имеют ясных очертаний, наслаиваются один на другой, создают сложную структуру нерационального опыта. Так и миф. Он передается из уст в уста от поколения к поколению, живет и видоизменяется в момент рассказа. Герои совершают путешествие в потусторонние миры, вступают во взаимодействие с божествами. Запись мифа, как правило, свидетельствует об его умирании. |
|
|
|
Денис Тарасов. Экспозиция проекта "Обрывки сна об эдельвейсе" |
Сергей Уткин (Россия) Уральские камешки |
|
Насыщенные цветом фотографии
камней Сергея Уткина похожи на палитру художника. Трудно поверить, что так
выглядит камень, неброский и неяркий для глаз человека. Но это не фантазии и не
результат манипуляций с компьютером. Если всмотреться в камень, вооружившись
специальной оптикой и поляризационным фильтром, откроется красота его текстуры,
заключенное в ней разнообразие форм и ритмов, причудливые фигуры, напоминающие
фантастических существ. На протяжении тысячелетий люди гранили и шлифовали камень,
подбирали узор, всматривались в его блеск. Фотография и наука дают возможность
раскрыть камень по-новому и увидеть в нем художественную выразительность, о
которой не догадывались мастера прошлого. Фотограф снимал добытые на
рудниках Свердловской области уральские камни: Лампрофир (Верхняя Аять), Амфиболит
(Верхняя Сысерть), Базальт порфировый (Первоуральск),
Порфирит пироксеновый (Елизаветский рудник), Слюдит (Малышевское месторождение).
В оформлении выставки использованы иллюстрации художника Геннадия Мосина к
сказам Павла Петровича Бажова. Сергей Уткин родился г. Арти Свердловской области, живет в г. Екатеринбурге. Образование медицинское, психологическое. Фотосъемкой природы занимается более 40 лет. Член Союза фотохудожников России. Участник региональных, федеральных и международных конкурсов. Финалист двух международных конкурсов фотографов дикой природы «Золотая черепаха», финалист международного конкурса «Bestphotographer». Много лет плодотворно сотрудничает с Музеем природы Екатеринбурга и кафедрой биологии УрГУ. Выставлялся в Фотографическом музее «Дом Метенкова», Музее гигиены, Свердловском областном краеведческом музее, Музее Газпрома и др. Персональные выставки: «Пернатая параллель», «Из мастерской ангелов», «Зимние фантазии», «Эти забавные птицы» и др. |
|
|
|
Сергей Уткин. Из серии "Уральские камешки" |
|
Для культур большинства народов характерно деление мира на небесный и подземный. Например, Олимп и Аид у древних греков или Рай и Ад в христианстве. Небесный мир помогает человеку, подземный — его страшит, поскольку связан со смертью. Но в сказах Бажова это противопоставление не очевидно. С одной стороны, подземный мир шахты — как могила для живого человека: «Смолоду его в горе держали. Медь добывал. Как червяк в земле копался. Свету не видел, позеленел весь. Сырость, потемки, дух тяжелый». Но в первозданном виде подземный мир оказывается райским лесом Хозяйки Медной горы: «Солнышка не видно, а светло. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет». Человек совершает святотатство, покушаясь на богатство природы. Тайная сила, это богатство охраняющая, жестоко наказывает жадных и бессовестных. Однако и для положительных героев Бажова встреча с потусторонним заканчивается плохо. Степан умирает у рудника, зажав в руке подаренные Хозяйкой медные изумруды, её слёзы. Илюха, хоть и был одарен Синюшкой, «долго не зажился». Да и для Данилы-мастера попасть к Хозяйке в горные мастера — все равно, что умереть. Несмотря на внешний блеск, подземный мир неживой, он населен призраками. |
|
Хаожань Фань (Китай) Сказочное путешествие |
|
Я пытаюсь создать визуальную репрезентацию моих воспоминаний. Мне пришлось жить и работать в разных местах, и часто я переживал, что ни одно из этих мест не смог бы назвать своим. Это чувство бродяжничества создало своеобразное восприятие времени и пространства, которое, как мне кажется, сильно отличается от людей, проживающих всю жизнь в одном и том же месте. Чтобы посмотреть на свою жизненную ситуацию со стороны, я решил собрать воедино фрагменты воспоминаний. Хаожань Фань родился в Китае. Получил образование социолога в университете в Ухане и фотографа в нью-йоркской Visual Arts. Как художнику ему интересен пейзаж и взаимодействие с ним человека. Он создает произведения на грани между реальностью и вымыслом, где взаимосвязаны объекты, люди и их эмоции. Хаожань был номинирован в престижных международных конкурсах Tokyo International Photo Awards и Fine Art Photography Awards. Участвовал в выставках и фестивалях по всему миру, включая Miami Contemporary Art Fair, PHOTOFAIRS Shanghai, Dali International Photography Festival, Angkor Photo Festival. |
|
Хаожань Фань. Из серии "Сказочное путешествие" |
|
Среди персонажей Павла Бажова, несомненно, самая популярна
фигура — Данило-мастер. Смысл его жизни в творчестве. Он «не такой, как все», к
работе относится с неподдельной страстью: «Чаша мне покою не дает. Охота так ее
сделать, чтобы камень полную силу имел». Драма Данилы в том, что совершенство
недоступно человеку: «Лучше все равно не сделаешь», — наставлял его Прокопьич. Совершенство
в природе, но трудно разгадать ее секрет и без помощи потусторонней силы не обрести
подлинного знания. Однако соприкосновение с тайной опасно: кто раз увидел
каменный цветок, тому все прежнее не будет мило. В царстве Медной горы Хозяйки сбывается
мечта Данилы, но и здесь, разлученный с Катериной, он не находит счастья. Бажов
создал романтический образ Художника, обреченного метаться между идеалом и
несовершенством жизни, своим высоким предназначением и земной любовью. Для
романтиков природа была сродни храму, но от своих адептов она требовала
абсолютного самоотречения. |
|
Александра Веснина (Россия) Полынья |
|
«Полынья» — синоним погружения в себя и попытка говорить о чувствах, отключив речевой аппарат. Никаких терминов, объяснений у любви, смерти, взросления и неясных предчувствий просто нет. Ничего четкого, точно измеримого. Вот, например, «одиночество» — долгое, закругленное, замкнутое на себе как многочисленное «О» в склоненной фигуре задумчивого человека. Прыгнувшему глубоко в себя, мира не слышно. Так и мне, важными кажутся только собственные ощущения, отраженные на поверхности черно-белых фотографий. |
|
Александра Веснина. Из серии "Прикосновение" |
|
Женские образы в сказах Бажова — это или инфернальные воплощения тайной силы (Медной горы Хозяйка, бабка Синюшка, Огневушка-Поскакушка), или земные девушки, которым свойственны душевная щедрость, верность и самоотверженность. Они неизменно красивы, но все же их красота уступает неземному совершенству тайной силы, принявшей облик человека: «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Весело, видно, ей. Коса ссиза-черная и ровно прилипла к спине. Остолбенел парень — красота какая!». Земные женщины веселы, подвижны, остроумны и любознательны, но им далеко до лихости Огневушки или царственных повадок Хозяйки. Мужчины часто становятся предметом соперничества между божествами и людьми. Катерина берет верх над Хозяйкой и возвращает Данилу-мастера к земной жизни. Охотник Айлып, напротив, предпочел навсегда скрыться с Золотым Волосом в глубинах озера Иткуль. Как установили исследователи, в народной традиции озеро часто рассматривается как символ женских чар, смерти, таинственного ночного исчезновения солнца. |
|
М. Колегов. Свадьба в Сысерти. 1900-е г. (ГАСО) |
|
Большинству героев фантастических сказов Бажова не удается устроиться в жизни без вмешательства тайной силы. Если ребенок, то сирота. Если рабочий человек, то крепостной и зависимый от барина. Если старатель, то намытого золота едва на прокорм хватает. В несправедливом мире хорошо хозяевам заводов, приказчикам, тайным купцам золота, хитникам — людям злым и корыстным. Только тайная сила восстанавливает этическую норму и вознаграждает бескорыстие, талант, душевную щедрость. В сказе «Орлиное перо» Бажов создал визуальную метафору человеческой жизни. Прохожий (олицетворение тайной силы) демонстрирует главному герою Маркелычу его жизнь: «Световой колокол не больно высок. В свету мошкары вьется видимо-невидимо, летучие мыши шныряют, а вверху пташки пролетают, и каждая по перышку роняет. Это твоя жизнь, дед, показана. Трудился много, а крылышки маленькие, слабые, на таких высоко не подняться». |
|
Фотографии экспозиции © Екатерина Попова: | |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||