|
|
|
Элинор Каруччи / Лидия Панас / Татьяна Ткачева О ЛЮБВИ |
|
Выставка подготовлена Центром фотографии «Март» совместно с Генеральным консульством США в Екатеринбурге. В экспозиции представлены работы американских фотографов Элинор Каруччи, Лидии Панас и фотографа из Белоруссии Татьяны Ткачевой. Любовь многогранна. Мы используем слово любовь, имея в виду очень широкий спектр чувств, не только отношения мужчины и женщины, но и родителей и детей, и любовь к Родине. В разные периоды жизни любовь воспринимается по-разному, но особенно остро — рядом с чувством утраты. Выставка исследует взаимосвязи между людьми, в основе которых любовь. Авторами фотографий и главными героями выставки являются женщины. На протяжении веков мужчины создавали произведения искусства о любви, однако эта выставка – взгляд с другой стороны. Женщины привнесли в искусство иной уровень искренности и уникальный опыт, недоступный мужчинам. |
|
Лидия Панас. Непобедимые |
|
Фотопроект «Печать Авеля» американского фотографа Лидии Панас – это портреты родителей и детей, близких родственников, супружеских пар. Ее фотографии как небольшие новеллы, где каждый случай уникален и универсален. Фотограф просила людей вести себя как можно более естественно. Они располагались перед объективом камеры так, как считали нужным, и в этом их собственном выборе проявлялись подлинные взаимоотношения. На фотографиях и бесконечная любовь родителей к детям, и нежные чувства влюбленных, и семьи, сплоченные как единое целое. Но есть и другие фотографии и другие семьи, где ощутима отчужденность и люди испытывают глубокое чувство одиночества. Название проекта «Печать Авеля» отсылает к библейскому мифу о сыновьях Адама и напоминает о том, что семья – это не только любовь, но и соперничество, борьба за лидерство. Фотопроект «Печать Авеля» принес Лидии Панас всемирную славу и выставлялся во многих музеях и галереях мира. Фотоальбом, изданный в 2012 г., вошел в число лучших фотокниг года по версии авторитетного Photo Eye Magazine. Три года, в жару или холод, я фотографировала самые разные семьи. В первую очередь я была заинтригована желанием узнать, что происходит в отношениях между людьми. Один или несколько человек соглашались сниматься. Я внимательно наблюдала за тем, как они сами располагаются перед объективом камеры, и фотографировала их. На этих семейных фотографиях важны все нюансы. Не только привлекательные лица, красивые пейзажи и прекрасный свет, но и более тонкие материи, составляющие смысл моей работы. На снимках мои родственники, друзья или хорошие знакомые, но их изображения выходят за рамки жанра персонального портрета. Они ставят универсальные вопросы о том, какими мы видим себя и что мы чувствуем. Фотографии заставляют задуматься о том, что многие важные вещи в себе мы часто не видим и не понимаем. К портретам людей я отношусь очень серьезно, одинаково внимательно слежу за людьми перед камерой и за своими собственными чувствами. Некоторые из моделей говорят, что они воспринимают себя по-другому, чем на моих фотографиях. Несомненно, каждая из фотографий – это результат того, что мне удалось увидеть в человеке, которого я снимала, но в то же самое время и открыть что-то в себе. Это происходит в ходе нашей совместной работы. Мои фотографии - и портреты моделей, и меня самой. (Лидия Папас) |
|
|
Лидия Панас. Первая любовь |
|
Лидия Панас. Портрет молодого человека |
|
|
Элинор Каруччи на протяжении двадцати лет создает визуальный дневник своей жизни, честный, подчас откровенный, но при этом изысканный и утонченный. Трудно одновременно быть человеком и персонажем, жить своей частной жизнью и в то же самое время смотреть на нее со стороны. Фотограф как будто един в двух лицах. В 2001 г. Элинор Каруччи как молодой и подающий большие надежды автор была отмечена Infinity Award for Young Photographer Международным центром фотографии в Нью-Йорке. В 2002 г. она получила стипендию The Guggenheim Fellowship. Каждая новая работа Элинор Каруччи – это открытие себя заново как человека и как фотографа. Фотопроект «Мать» посвящен рождению и воспитанию двойняшек. Элинор поделилась со зрителем не только радостью, но и испытаниями, через которые ей пришлось пройти. «Мне приходилось разрываться между матерью и фотографом. Иногда я испытывала чувство вины, что забываю про своих детей, думая о свете и композиции. Иногда эти две мои сущности спорили между собой и, как правило, мать одерживала верх. Мои дети гордились тем, что вдохновляли меня, и тем, что все стороны их жизни, все их радости и горести, их достижения и недостатки были мне интересны». |
Элинор Каруччи. Первая неделя. 2004 |
|
В 2004 году я стала матерью. Мои дети, Эден и Эммануэль, родились в августе. Беременность проходила прекрасно, но во время родов пришлось сделать кесарево сечение, что доставило много страданий и оставило шрам на всю жизнь. Через несколько дней после родов я пришла домой матерью двойняшек, испытывая так много противоречивых эмоций: радость и боль, любовь и усталость. Я старалась справиться с переживаниями с помощью фотокамеры, снимала свой новый опыт настолько искреннее и честно, насколько была способна. Моя жизнь была так интенсивна и богата, что ее нельзя выразить фотографиями в духе «Мадонна с младенцем». Не одни лишь радостные и безмятежные мгновения мне пришлось пережить. После рождения детей я почувствовала (к ужасу моего мужа), что полностью утонула в материнских заботах, они поглощали все мое время. Я жила и работала с таким чувством, будто я одна с двумя детьми. Оно было настолько сильным, что в первые годы я даже не снимала моего мужа Эрана, показывая только себя один на один с проблемами. Однажды моя мать призналась, что женщина настолько физически и эмоционально связана с детьми, что не нуждается в ком-то другом. «Будь терпелив, - говорила она Эрану, улыбаясь, - она вернется». И моя мать была права. Эран постепенно появлялся в фотографиях, а затем в моих чувствах. Эти фотографии показывали, что в отношениях с детьми произошли перемены. Я вспоминала слова из поэмы Халиля Джебрана «К детям», которую мать часто читала мне в детстве: «Ты лук, из которого дети, как живые стрелы, выпущены в жизнь». Только сейчас я понимала ее боль. Она подготавливала себя и меня, когда я была еще ребенком, к этому моменту. И я позволила своим детям сделать первый самостоятельный шаг в сторону от меня. Время пришло. Важный период в моей жизни завершился. (Элинор Каруччи)
|
|
Элинор Каоуччи. Я - женщина. 2010 |
|
Элинор Каруччи. Утро понедельника, одна мама на двоих. 2010 |
|
Белорусский фотограф Татьяна Ткачева живет в Минске, но ее родина – деревня Малостовка: «Я люблю это место, здесь все мне знакомо. Но все куда-то ушло и уже не вернется». В постановочных ностальгических фотографиях Татьяна признается в любви к родной деревне и горьком чувстве утраты связи с местом, где прошло ее детство. Взрослея, автор яснее осознает течение времени, приходят мысли о смерти. Но искусство дает (пусть и призрачный) шанс воплотить воспоминания, остановить ускользающее время: «Я вдруг думаю о том, что наступит время, когда умрет моя мама. А мне надо будет идти дальше. Мне страшно. Отматываю время назад. Возвращаюсь мыслями к тому месту, где родилась, к природе, к земле. Я снова ощущаю свободу». Я приехала домой на неделю и осталась почти на два месяца. Дома мне спокойно и хорошо, как в последнее время не было нигде, только в детстве. Я люблю это место, здесь все мне знакомо. Но все куда-то ушло и уже не вернется. И, наверное, вернуться и не должно. Я больше не часть этих людей. Я здесь все знаю, а место будто говорит мне: «Смотри, ты уже чужак, твое время ушло». Мне неудобно приходить на местную дискотеку, День деревни или просто гулять. Неловко из-за разницы в возрасте. Мои сверстники давно никуда не ходят, стали семейными. Одна одноклассница умерла от туберкулеза кожи. Встречая меня — на велосипеде, с рюкзаком, в немножко дырявых леггинсах и шортах, фотографирующую, — люди смотрят на меня как на космонавта. Я ощущаю, что пространство специально вовлекает меня в эту игру, испытывает, а потом начинает помогать. А может, перестает интересоваться мной. Видимо, я больше не чужая. Время складывается в копилку воспоминаний внутри меня. Я бережно достаю их одно за другим, как будто проявляю пленку. Как и тогда, приезжаю к озеру смотреть закат. Возле озера — кладбище, на котором похоронены бабушка, дедушка и двоюродный брат Сергей. Его я никогда не видела. Он прожил четыре дня. Ко мне наконец вернулась свобода. Иногда сознание мешает быть раскрепощенным, но сейчас все по-другому. Я бы хотела сохранить это ощущение — как тогда, когда была подростком. Я иду, и все повторяется. Долистываю воспоминания до конца, но я прошла только часть пути. Возвращаюсь мыслями к тому месту, где родилась, к природе, к земле. Я снова ощущаю свободу. (Татьяна Ткачева) |
|
Татьяна Ткачева. Из серии "Малостовка" |
|
Фотографии экспозиции: | |
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||