ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


 

Элинор Каруччи / Лидия Панас / Татьяна Ткачева

О ЛЮБВИ

 

Выставка подготовлена Центром фотографии «Март» совместно с Генеральным консульством США в Екатеринбурге. В экспозиции представлены работы американских фотографов Элинор Каруччи, Лидии Панас и фотографа из Белоруссии Татьяны Ткачевой.

Любовь многогранна. Мы используем слово любовь, имея в виду очень широкий спектр чувств, не только отношения мужчины и женщины, но и родителей и детей, и любовь к Родине. В разные периоды жизни любовь воспринимается по-разному, но особенно остро — рядом с чувством утраты. Выставка исследует взаимосвязи между людьми, в основе которых любовь.

Авторами фотографий и главными героями выставки являются женщины. На протяжении веков мужчины создавали произведения искусства о любви, однако эта выставка – взгляд с другой стороны. Женщины привнесли в искусство иной уровень искренности и уникальный опыт, недоступный мужчинам.

   
 

Лидия Панас. Непобедимые

   
 

Фотопроект «Печать Авеля» американского фотографа Лидии Панас – это портреты родителей и детей, близких родственников, супружеских пар. Ее фотографии как небольшие новеллы, где каждый случай уникален и универсален. Фотограф просила людей вести себя как можно более естественно. Они располагались перед объективом камеры так, как считали нужным, и в этом их собственном выборе проявлялись подлинные взаимоотношения.

На фотографиях и бесконечная любовь родителей к детям, и нежные чувства влюбленных, и семьи, сплоченные как единое целое. Но есть и другие фотографии и другие семьи, где ощутима отчужденность и люди испытывают глубокое чувство одиночества. Название проекта «Печать Авеля» отсылает к библейскому мифу о сыновьях Адама и напоминает о том, что семья – это не только любовь, но и соперничество, борьба за лидерство. Фотопроект «Печать Авеля» принес Лидии Панас всемирную славу и выставлялся во многих музеях и галереях мира. Фотоальбом, изданный в 2012 г., вошел в число лучших фотокниг года по версии авторитетного Photo Eye Magazine.

Три года, в жару или холод, я фотографировала самые разные семьи. В первую очередь я была заинтригована желанием узнать, что происходит в отношениях между людьми. Один или несколько человек соглашались сниматься. Я внимательно наблюдала за тем, как они сами располагаются перед объективом камеры, и фотографировала их.

На этих семейных фотографиях важны все нюансы. Не только привлекательные лица, красивые пейзажи и прекрасный свет, но и более тонкие материи, составляющие смысл моей работы. На снимках мои родственники, друзья или хорошие знакомые, но их изображения выходят за рамки жанра персонального портрета. Они ставят универсальные вопросы о том, какими мы видим себя и что мы чувствуем. Фотографии заставляют задуматься о том, что многие важные вещи в себе мы часто не видим и не понимаем.

К портретам людей я отношусь очень серьезно, одинаково внимательно слежу за людьми перед камерой и за своими собственными чувствами. Некоторые из моделей говорят, что они воспринимают себя по-другому, чем на моих фотографиях. Несомненно, каждая из фотографий – это результат того, что мне удалось увидеть в человеке, которого я снимала, но в то же самое время и открыть что-то в себе. Это происходит в ходе нашей совместной работы. Мои фотографии -  и портреты моделей, и меня самой. (Лидия Папас)

 

 

 

Лидия Панас. Первая любовь

   
 

Лидия Панас. Портрет молодого человека

   

 

Элинор Каруччи на протяжении двадцати лет создает визуальный дневник своей жизни, честный, подчас откровенный, но при этом изысканный и утонченный. Трудно одновременно быть человеком и персонажем, жить своей частной жизнью и в то же самое время смотреть на нее со стороны. Фотограф как будто един в двух лицах. В 2001 г. Элинор Каруччи как молодой и подающий большие надежды автор была отмечена Infinity Award for Young Photographer Международным центром фотографии в Нью-Йорке. В 2002 г. она получила стипендию The Guggenheim Fellowship.

Каждая новая работа Элинор Каруччи – это открытие себя заново как человека и как фотографа. Фотопроект «Мать» посвящен рождению и воспитанию двойняшек. Элинор поделилась со зрителем не только радостью, но и испытаниями, через которые ей пришлось пройти. «Мне приходилось разрываться между матерью и фотографом. Иногда я испытывала чувство вины, что забываю про своих детей, думая о свете и композиции. Иногда эти две мои сущности спорили между собой и, как правило, мать одерживала верх. Мои дети гордились тем, что вдохновляли меня, и тем, что все стороны их жизни, все их радости и горести, их достижения и недостатки были мне интересны».

   
 

Элинор Каруччи. Первая неделя. 2004

   
 

В 2004 году я стала матерью.

Мои дети, Эден и Эммануэль, родились в августе. Беременность проходила прекрасно, но во время родов пришлось сделать кесарево сечение, что доставило много страданий и оставило шрам на всю жизнь. Через несколько дней после родов я пришла домой матерью двойняшек, испытывая так много противоречивых эмоций: радость и боль, любовь и усталость. Я старалась справиться с переживаниями с помощью фотокамеры, снимала свой новый опыт настолько искреннее и честно, насколько была способна. Моя жизнь была так интенсивна и богата, что ее нельзя выразить фотографиями в духе «Мадонна с младенцем». Не одни лишь радостные и безмятежные мгновения мне пришлось пережить.

После рождения детей я почувствовала (к ужасу моего мужа), что полностью утонула в материнских заботах, они поглощали все мое время. Я жила и работала с таким чувством, будто я одна с двумя детьми. Оно было настолько сильным, что в первые годы я даже не снимала моего мужа Эрана, показывая только себя один на один с проблемами. Однажды моя мать призналась, что женщина настолько физически и эмоционально связана с детьми, что не нуждается в ком-то другом. «Будь терпелив, - говорила она Эрану, улыбаясь, - она вернется».

И моя мать была права. Эран постепенно появлялся в фотографиях, а затем в моих чувствах. Эти фотографии показывали, что в отношениях с детьми произошли перемены. Я вспоминала слова из поэмы Халиля Джебрана «К детям», которую мать часто читала мне в детстве: «Ты лук, из которого дети, как живые стрелы, выпущены в жизнь». Только сейчас я понимала ее боль. Она подготавливала себя и меня, когда я была еще ребенком, к этому моменту. И я позволила своим детям сделать первый самостоятельный шаг в сторону от меня. Время пришло. Важный период в моей жизни завершился. (Элинор Каруччи)

 

 

Элинор Каоуччи. Я - женщина. 2010

   
 

Элинор Каруччи. Утро понедельника, одна мама на двоих. 2010

   
 

Белорусский фотограф Татьяна Ткачева живет в Минске, но ее родина – деревня Малостовка: «Я люблю это место, здесь все мне знакомо. Но все куда-то ушло и уже не вернется». В постановочных ностальгических фотографиях Татьяна признается в любви к родной деревне и горьком чувстве утраты связи с местом, где прошло ее детство. Взрослея, автор яснее осознает течение времени, приходят мысли о смерти. Но искусство дает (пусть и призрачный) шанс воплотить воспоминания, остановить ускользающее время: «Я вдруг думаю о том, что наступит время, когда умрет моя мама. А мне надо будет идти дальше. Мне страшно. Отматываю время назад. Возвращаюсь мыслями к тому месту, где родилась, к природе, к земле. Я снова ощущаю свободу».

Я приехала домой на неделю и осталась почти на два месяца. Дома мне спокойно и хорошо, как в последнее время не было нигде, только в детстве. Я люблю это место, здесь все мне знакомо. Но все куда-то ушло и уже не вернется. И, наверное, вернуться и не должно.

Я больше не часть этих людей. Я здесь все знаю, а место будто говорит мне: «Смотри, ты уже чужак, твое время ушло». Мне неудобно приходить на местную дискотеку, День деревни или просто гулять. Неловко из-за разницы в возрасте. Мои сверстники давно никуда не ходят, стали семейными. Одна одноклассница умерла от туберкулеза кожи. Встречая меня — на велосипеде, с рюкзаком, в немножко дырявых леггинсах и шортах, фотографирующую, — люди смотрят на меня как на космонавта. Я ощущаю, что пространство специально вовлекает меня в эту игру, испытывает, а потом начинает помогать. А может, перестает интересоваться мной. Видимо, я больше не чужая.

Время складывается в копилку воспоминаний внутри меня. Я бережно достаю их одно за другим, как будто проявляю пленку. Как и тогда, приезжаю к озеру смотреть закат. Возле озера — кладбище, на котором похоронены бабушка, дедушка и двоюродный брат Сергей. Его я никогда не видела. Он прожил четыре дня.

Ко мне наконец вернулась свобода. Иногда сознание мешает быть раскрепощенным, но сейчас все по-другому. Я бы хотела сохранить это ощущение — как тогда, когда была подростком. Я иду, и все повторяется. Долистываю воспоминания до конца, но я прошла только часть пути. Возвращаюсь мыслями к тому месту, где родилась, к природе, к земле. Я снова ощущаю свободу. (Татьяна Ткачева)

   
 

   
 

Татьяна Ткачева. Из серии "Малостовка"

   
  Фотографии экспозиции:
   
             
   
 
   
 
   
 
   
 
   

           
 

Facebook

ВКонтакте

Instagram

E-mail

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета