ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


 

 

ИСТОРИЯ ГОРОДСКОГО ПРУДА В ФОТОГРАФИИ

 

Городской пруд – ровесник Екатеринбурга. В его истории эволюция нашего города нашла своеобразное и яркое отражение. Екатеринбург был основан как город-завод. Сердце завода – плотина, энергия воды приводила в движение все заводские механизмы. За строительство плотины отвечал приказчик Демидовых вологодский крестьянин Леонтий Злобин, которого Вилим де Геннин считал «самым искусным в своем деле».

К сентябрю 1723 г. закончили сооружение плотины и начался разлив пруда. Все на заводе делалось по европейским образцам, однако сама плотина была отечественным изобретением. В Европе использовали отводные от рек каналы, но в нашем климате они не годились: то реки замерзают, то сильный паводок. Поэтому в России для заводов строили плотины с прудом, чтобы зимой забирать воду со дна, а по весне  регулировать ее уровень с помощью вешняка. Российские плотины и заводские пруды XVIII в. сами по себе являются уникальными памятниками своего времени, не имеющими аналогов в мире.

   
 

С. Прокудин-Горский. Вид на дом Главного начальника уральских горных заводов. 1909 г. (БК)

   
 

С годами берега Городского пруда застраивались и обустраивались, постепенно менялся их облик. Изначально крепостная стена проходила по современным улицам Первомайской и Рабочей молодежи. Внутри крепости по правому берегу располагался Главный командирский дом, где жил В. де Геннин. На противоположном берегу – дома екатеринбургской элиты того времени. За крепостными стенами по правому берегу обустроили тюрьму, по левому – казенные конюшни. Уже в 1720-е г. вдоль реки Мельковки сложилась слобода. По мере роста города берега заводского пруда наполнялись более плотной застройкой. Исеть в ту пору была оживленной рекой, на гравюрах мы видим множество небольших судов под парусами.

В первой трети XIX века на правом берегу стараниями архитектора Михаила Павловича Малахова появились украшенные колоннадами фасады дома Главного начальника горных заводов Хребта Уральского (Областная больница №2) и дома купца И. Пшеничникова (Приемная Президента РФ). Особенно интересен первый из них, откуда полвека самодержавно управлялась горная промышленность края. В 1845 г. по проекту архитектора А. Спиринга этот берег пруда был облицован гранитом. С постройкой здания мужской гимназии в 1861 г. завершается формирование парадного облика правобережной набережной.

 

 

 

В. Метенков. Вид на Городской пруд. 1895 г. (МИЕ)

   
 

В. Метенков. Дача Городского головы И. Симанова. 1880-е г. (ГАСО)

   

 

Внешний облик левого берега определяли построенный в 1790-х г. дом управляющего монетного двора Ивана Софкова (Резиденция губернатора Свердловской области) и появившийся двумя десятилетиями позже огромный дом горного инженера Ивана Полкова (Резиденция Президента РФ). Последний стал визитной карточкой Екатеринбурга в 1860-е г., после того как архитектор Александр Иванович Падучев реконструировал его фасады в эклектичном стиле, смешав мотивы готики, классики и мавританской архитектуры.

Далее на север по левому берегу располагалась знаменитая Уральская химическая и золотосплавочная лаборатория (ул. Первомайская,1), где добытое на Урале золото переплавлялось в слитки и попадало на внутренний рынок. Ближе к улице Челюскинцев также размещалось четырехэтажное кирпичное здание мукомольной мельницы, построенной в 1884 г. городским головой Ильей Ивановичем Симановым. Рядом с ней находился парк, формально принадлежавший Симанову, но фактически открытый для посещения публики из высшего и среднего класса. В XIX в. река и Городской пруд были излюбленным местом отдыха горожан. Летом по Исети катались на лодках, зимой на льду устраивали каток, горки, театр и разные развлечения для народа.

   
 

Неизвестный автор. Спортивный праздник. 1920-е г. (ГАСО)

   
 

Л. Сурин. Вид на Набережную рабочей молодежи. 1948 г. (ГАСО)

   
 

Советский период внес значительные изменения в облик Городского пруда. В 1934 г. на стрелке появляется спорткомплекс «Динамо», спроектированный в конструктивистском стиле архитектором Вениамином Дмитриевичем Соколовым. В послевоенный период полностью убирается в подземный канал речка Мельковка. Набережная реконструируется по проекту архитектора Сигизмунда Владиславовича Домбровского и приобретает современный вид.  Тогда же на левобережной набережной появляются гипсовые скульптуры спортсменов, рабочих и крестьян. Эти скульптуры разрушились естественным путем к началу 1970-х г. В 1967 г. строится киноконцертный театр «Космос», пространство вокруг расчищается от частных домов. В 1959 г. по улице Челюскинцев вырастает железобетонный мост. В 1962 г. начинается реконструкция плотины, естественный берег со стороны пруда прячется под гранитной облицовкой.

Из реконструкций XXI века наиболее повлияли на видовые характеристики пруда строительство небоскребов Екатеринбург-Сити и Ельцин Центра на правом берегу и благоустройство набережной от спорткомплекса «Динамо» до моста на левом.

Городской пруд и его набережные всегда притягивали к себе горожан: здесь стирали белье и рыбачили, прогуливались; на водной глади пруда летом устраивали парусные регаты, а зимой катались на санях, коньках и со снежных горок. Пруд охотно снимали и профессиональные фотографы, и любители. Он формирует имидж города и является частью нашей общей коллективной памяти, сохраненной в архивах и семейных фотоальбомах.

На выставке представлены фотографии из фондов Государственного архива Свердловской области, Музея истории Екатеринбурга, частных коллекций и семейных фотоархивов. Мы постарались визуализировать вехи истории Городского пруда, сделавшие его своеобразным символом, выражающим дух города и его жителей.

   
 

В. Ветлугин. Толстолобик. 1974 г. (МИЕ)

   
 

В. Крупник. Набережная. 1969 г. (частный архив)


           
 

Facebook

ВКонтакте

Instagram

E-mail

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета