|
|
|
КНИГА ДЖУНГЛЕЙ фотовыставка по рассказам Р. Киплинга 6 декабря 2018 - 24 февраля 2019 |
|
Выставка построена по канве повествования Киплинга. Она начинается с индийской деревни и рождения Маугли, заканчивается рассказом «Весна», в котором герой встречает «девушку в белой одежде» и возвращается к людям. Животные на фотографиях одновременно звери и персонажи. История Маугли дополнена другими рассказами «Рикки-Тикки-Тави» и «Откуда взялись броненосцы». Под фотографиями животных естественнонаучный комментарий. Тексты о героях Киплинга оформлены как древнеиндийские рукописные книги на пальмовых листьях. В экспозиции звучит саундтрек молодого екатеринбургского композитора Тимофея Чаплюка, созданный специально для выставки. |
|
Редьярд Киплинг писал стихи и прозу, его читали дети и взрослые. Вершиной признания его заслуг стала Нобелевская премия по литературе 1907 года. Но сегодня, спустя столетие, из всего Киплинга востребован только цикл рассказов о Маугли из «Книги джунглей». В чем же секрет этой книги? В истории Маугли есть все составляющие популярного жанра фэнтези: вымышленный мир, причудливо сплетенный с реальной жизнью; сюжеты и персонажи, заимствованные из разных пластов мировой культуры; сражение добра со злом и супергерой, на которого хочется быть похожим. Киплинг не просто рассказал историю Маугли, он создал Мир джунглей. Его местоположение этого легко опознается на географической карте — горная местность в Центральной Индии близ города Сеони. Но есть еще символическая география. Сеони не случайно созвучен библейскому Сиону — «царству Божьему», а джунгли похожи на ветхозаветный Эдем. В джунглях Киплинга много локаций (Холодные Логовища, Скала Мира и т. п.), там проживают несколько фракций, и люди – лишь одна из них. Киплинг использует слово народ для описания сообществ волков, змей, обезьян или диких пчел. |
|
Писатель родился в Индии и великолепно знал природу этой страны. В отличие от сказок или басен, у зверей Киплинга есть индивидуальность, характер и судьба. При этом Киплинг старался не противоречить особенностям поведения животных в дикой природе. Например, описывая Багиру, писатель восхищается красотой и грацией пантеры: «стройная тень … голос звучал мягко, точно звук падающих с дерева капель дикого меда, а шерсть была нежнее лебяжьего пуха». У Киплинга Багира — существо мужского рода, но переводчик на русский сделал ее женщиной, следуя истинной природе образа. Как и Толкиен во «Властелине колец», Киплинг зашифровал в «Книге джунглей» свои мысли о власти и революции, об отличиях цивилизаций Востока и Запада, о подлинных и мнимых ценностях. Стая волков в «Книге джунглей» представляет античную демократию, рациональную организацию коллектива. У Бандар-логов, напротив, анархический хаос и неспособность выстроить иерархию внутри сообщества. Сила Европы, по Киплингу, в субординации и порядке. У каждого свое место во всеобщей гармонии бытия, и это место определяет Закон джунглей. |
|
Киплинг верил в выдающуюся личность, способную возвыситься над человеческими пороками. У Маугли есть все достоинства человека (пытливый ум, интерес к знаниям, верность дружбе, готовность к самопожертвованию, любовь к родителям), но нет присущих людям недостатков (тщеславие, зависть, жадность, страсть к наживе и т. п.). Ему незнакомо притворство. Он открыто проявляет свои чувства и говорит то, что думает. Благодаря уму и альтруизму Маугли джунгли избавляются от внутренних врагов (Шерхан и Табаки), и отражают нашествие иноземцев (красные собаки Декана). Маугли стал господином джунглей, но правил он не страхом, а всеобщим уважением. |
|
|
|||||
Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1 Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета |
|||||