ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


 
   
 

Я — ЖЕНЩИНА

выставка современной чешской фотографии

   

Выставка подготовлена при поддержке Генерального консульства Чешской Республики в Екатеринбурге.

В силу естественного хода истории, развития технологий, расширения прав и свобод личности меняется место женщины в современном обществе. Женщины получают равные с мужчинами возможности для самореализации, все громче слышен их голос в политике и бизнесе, гендерные исследования стали главным трендом в гуманитарных науках. Если обратиться к фотографии, то женщины играли и продолжают играть в ней ключевую роль. Имена многих женщин золотыми буквами вписаны в воображаемый Зал славы мировой фотографии. Женщина — одновременно автор и герой многих фотографических проектов. Камера в руках женщины становится инструментом самоидентификации и поиска ответа на вопрос: «Что значит быть женщиной?».

Главные темы выставки — красота, любовь, семья, время. Они как лейтмотив проходят через все залы экспозиции. Еще одна особенность выставки — присущее чешской культуре восприятие сложных явлений жизни сквозь призму юмора и шутки. Поэтому, вопреки воинствующему феминизму, отношение фотографов из Чехии к мужскому взгляду на женщину как на эротический объект скорее ироничное, чем обвиняющее. Однако любовь в возвышенном смысле слова, материнство и осознание себя в потоке времени, в диалоге с прошлыми и будущим являются самыми важными вещами для понимания предназначения женщины.

 

 

 

 

Барбора Балкова. Из серии "Мои бабушки. Две женские судьбы"

   
 

БАРБОРА БАЛКОВА

Мои бабушки. Две женские судьбы

 

 

 

В течение долгого времени мои бабушки были для меня лишь смутным воспоминанием из детства. Я узнавала о них из рассказов взрослых. Бабушка Либуше была дочерью генерала, во время войны попала в концлагерь, постоянно делала себе инъекции инсулина, никогда не умывалась, работала на кирпичном заводе и умерла от сердечного приступа, потому что дедушка действовал ей на нервы.

У бабушки Иржины была сестра, которая увела у нее любимого человека. Иржина решилась выйти замуж за брата этого мужчины, но вскоре развелась. Она была паршивой овцой в уважаемой семье, пока не вышла замуж за моего дедушку. Они уехали из Моравии в Богемию, где бабушка работала на игольной фабрике. Она вышивала и читала книги, потом сошла с ума и прожила в безумии двадцать лет.

Когда умерла бабушка Либуше, мне исполнился год. Когда умерла бабушка Иржина, я была шестилетней девочкой, но она болела и никогда не разговаривала со мной. Мне обе женщины долго казались скорее тенями, чем живыми людьми. Тем не менее, они повлияли на мою жизнь. Мой мир и все, что меня окружает, созданы из кусочков их жизней. Шкафы для посуды, занавески на окнах, стаканы у меня на столе, чайные полотенца, скатерти, картины на стенах, иголки и нитки, вся домашняя утварь. Через эти вещи я начала узнавать своих бабушек. Например, почему на маленьком медном сердечке надпись Сватоборжице? И откуда взялась эта необычная самодельная кукла? Зачем Иржина написала письмо на трех страницах только для того, чтобы попросить джемпер и чулки? ...

Я начала лучше понимать своих бабушек, а через них узнавать саму себя. Родственники рассказывали мне о них, показывали сохранившиеся письма, документы, фотографии. Так родилась идея проекта. Поскольку с бабушками не поговоришь, я заменила общение воображаемой встречей с ними в фотографии. Я попыталась пережить с ними трудные моменты жизни. Я фотографировала себя с их вещами и символически представила их чувства, тревоги, ситуации сложного выбора. Мне не хотелось делать стилизованные автопортреты или портреты своих бабушек. Это всего лишь спонтанные впечатления и моя интерпретация того, как можно «показать» их истории.

Фотография — придуманный мир, где мы можем показать сложность человеческих отношений. Для меня это буквально рама, рампа, сцена.

Мои бабушки также интересны мне и как часть «большой» истории. Они пострадали от социальных и политических потрясений ХХ века. Обе родились между войнами, пережили Вторую мировую войну, их «лучшие годы» пришлись на трудную эпоху 1950-х годов...

   
 

Барбора Балкова. Из серии "Маски"

   
 

БАРБОРА БАЛКОВА

Маски

   
 

На всех фотографиях вы видите лицо. Но портреты характеризуются не самим лицом, а его скрывающей маской. Маски изготовлены из разных материалов: цветы, продукты питания (ветчина, хлеб, сахар, яйца), искусственные предметы повседневного пользования (очки, банкноты, кружева) и т. д. Некоторые материалы действительно далеки от тех, что можно надеть на лицо человека. Все эти немного странные сооружения на голове сделаны по формальным принципам создания масок, а используемые при их изготовлении материалы требуют от зрителя интерпретации. Некоторые маски прочитываются как доспехи, защищающие уязвимое лицо (формы для выпечки). Другие, напротив, безжалостно срывают с лица покровы (окорок), выставляя (как у пострадавших на пожаре) скрытую под кожей плоть.

Меня интересует маска как нечто, что связано с нашей повседневной жизнью. Это своего рода оружие, которое используется для защиты, устрашения, соблазнения, привлекательности, усиления эмоций и так далее.

С доисторических времен маска имитировала человеческое лицо или мифическое существо. Маски делали из дерева, коры, глины, металла и других материалов. Косметика и украшения в древности должны были защищать от злых духов, и только значительно позже они приобрели эстетический смысл. Маска работала как инструмент колдовства, ее носитель отождествлялся с силами и качествами призрака или животного, которое изображено маской. Таким образом, маски стали частью ритуалов и культовых танцев, отражая изначальное представление о мире и его естественных законах. В искусстве ХХ века маска часто связана с темой обмана, особенно с социально-критической точки зрения.

Барбора Балкова родилась в 1978 г. в Чешских Будейовицах. После окончания средней школы изучала преподавание искусства в педагогическом колледже в University of South Bohemia. Одновременно с учебой в колледже поступила в Academy of Fine Arts в Праге и училась под руководством Иржи Давида в студии визуальных коммуникаций в 2001 г., а затем до окончания вуза в 2006 г. у Вероники Бромовой в студии новых медиа. В своих работах Барбора использует классические элементы картины, фотографии, скульптуры в сочетании с инсталляциями с новыми медиа. Содержанием и темой ее творчества являются поиски идентичности, ее личный опыт и разнообразие жизненных сценариев. Она не безразлична к социальным и политическим проблемам новейшей истории, ей интересна тема преемственности в индивидуальной и коллективной памяти. В 2009 г. Барбара окончила двухлетний курс обучения по арт-терапии в VVAA Institute под руководством Мирослава Гуптича.

 

 

 

Бара Прашилова. Из серии "Развитие"

 

 

 

БАРА ПРАШИЛОВА

   

 

Суть искусства — вдохновение. Женщины сами по себе являются прекрасным источником вдохновения для мужчин и даже для других женщин. Не знаю точно, как это описать, но сознательно или подсознательно все люди ищут вдохновения. То, что я делаю с помощью своих фотографий, — это просто форма вдохновения. Идеальная ситуация для меня — это когда мы все можем вдохновлять друг друга. Я считаю себя художником, моя миссия — создавать красоту.

Для меня «идеальная» фотография  не обязательно означает «безупречная». Скорее, это чувство удовлетворения, когда изображение выглядит так, как задумывалось. И, конечно, иногда случается, что фотографии не получаются. Возникающие в моем воображении идеи сталкиваются с ограничениями реального мира. Тогда мне очень трудно найти выход, но я не сдаюсь.

Я сделала всего один кадр с живой рыбкой из серии «Круги», и это был настоящий ад. У меня было три или четыре помощника, производство стоило больших денег. Потребовалось много технических решений, потому что для меня важно, чтобы сюжет, которой я снимаю, существовал в реальности. Я долго работала с моделью за столом, ей пришлось сидеть около трех часов. Вода все время протекала и мы боролись с этим, используя множество различных способов. В результате все получилось только с четвертой попытки.

 

 

 

Бара Прашилова. Из серии "Круги"

 

 

 

Я никогда не импровизирую. Каждый снимок тщательно продуман и подготовлен. Чтобы реализовать свои идеи, я часто создаю или заказываю специальные реквизиты. Мои снимки статичны, на их создание уходит несколько часов. Одежда, прическа и макияж рассчитаны с точностью до миллиметра. Когда все подготовлено, я делаю несколько кадров с разными вариантами освещения и экспозиции. Мне важны идеальное освещение, фокус и техническое совершенство. Но это еще не все. В некоторых фотографиях объединены несколько кадров: если на одном снимке важен фон, то на других кадрах большее значение приобретает ракурс съемки основного объекта. Я мало работаю с эмоциями, мои модели не двигаются перед камерой, и на съемочной площадке, как правило, тихо. Фотография для меня сродни созданию картины. Камера и Photoshop — это всего лишь инструменты, которые помогают мне построить свой собственный мир, свою собственную реальность.

Я привержена своему фирменному стилю. Даже чисто коммерческую работу я сделаю так, что в ней будет отпечаток моего стиля. Это маленькая Бара внутри меня. Я могу играть только в те игры, которые мне действительно нравятся, и я все еще убеждена, что они будут интересны для всех детей на игровой площадке.

Бара Прашилова родилась в 1979 г. в Праге. Профессиональное образование получила в The Institute of Creative Photography в Оправе. Работает на пересечении коммерческой и арт-фотографии. Ее индивидуальный стиль объединяет, казалось бы, несопоставимые вещи: юмор и абсурд, тревогу и красоту, легкость и жесткость, а также стремление к игре и совершенству. Она специально создает объекты для съемки, которые на заключительном этапе работы с изображением комбинирует с возможностями цифровой фотографии. Ее коммерческие и авторские работы получили признание во всем мире, многие были награждены престижными международными призами, в том числе Hasselblad Masters в 2014 г. Ее клиентами являются такие известные компании, как Vitra, Ikea, The Czech National Theatre, Newsweek и другие. Бара считает, что ее главная цель — непринужденно и с юмором показать красоту и женственность.

 

 

 

 

 

МИА КЁЛЕРОВА

Кинцукорой / Молитва богине памяти

   
 

Фотографии о любви и смерти, о боли и красоте. Они вдохновлены философией японского гончарного искусства, где слово кинцукорой (или кинцуги) означает ремонтировать золотом. Швы склеенной разбитой керамики покрывали золотым или серебряным лаком. При этом после ремонта посуда становилась более дорогой и красивой, чем в она была в первозданном виде. Такой «сломанной» философии я следую в жизни, через нее осмысливая происходящее вокруг и вкладывая всю свою энергию в фотографию. Мои работы более интуитивны, чем обычные постановочные снимки. Они раскрывают меня так, как я сама не знала себя.

Миа Кёлерова — арт-фотограф с отчетливой художественной стратегией. Для нее характерно причудливое сочетание интуитивных снимков, которые кажутся отражением скрытых архетипов. Она использует мотивы из истории искусства от голландской живописи до мифологии и народных сказок. Миа создает волшебный мир детских поэтических фантазий, в которых рожденные воображением мечты соединяются с темой и объектами ее фотографий. Ее работы — место встречи красоты, магии и фантазии, они окрашены в приглушенные тона живописи, сродни интонации звучания классической испанской гитары... Живет в Праге (Чехия) и Вене (Австрия).

 

 

 

Дана Киндрова. Цюрих, 1993

 

 

ДАНА КИНДРОВА

Женщина

   
 

Женщины в разных странах не сильно отличаются друг от друга. Меня, прежде всего, интересует женщина как таковая, и я не хотела привносить в проект политику или социальные аспекты. Моей целью была «женщина Европы» и совершенно не принципиально, где именно были сделаны снимки (зачастую, без специальных указаний зритель и не определит точное место).

Я вовсе не консервативный приверженец чёрно-белой фотографии, но цвет, по моему мнению, должен нести ясную функциональную нагрузку, а не быть цветом ради цвета. А для фотографий, темой которых является человек, чёрно-белая гамма, как мне кажется, большой плюс, потому что не отвлекает внимание и помогает сосредоточиться на содержании. Кроме того, это своего рода стилизация действительности, что даёт зрителю простор для фантазий.

Я не настолько наивна, чтобы считать, что фотография может изменить наш полный противоречий мир. Для меня занятия фотографией — это то, что мне интересно, что доставляет радость. Возможность познакомиться с людьми и местами, о которых я, быть может, и не узнала бы никогда. А когда мои снимки кому-то нравятся, эмоционально отзываются в ком-то, – то это меня очень радует.

Дана Киндрова родилась в 1955 году, живёт в Праге. По окончании философского факультета Карлова университета по специальности русский и французский языки в течение 12 лет работала преподавателем на кафедре языков Высшей технической школы и Академии изящных наук. Фотографировать начала в 1973 году, отдаёт предпочтение чёрно-белой фотографии. С 1992 года — свободный фотограф. Главная тема её работ — человек. На её счету — более 60 персональных выставок в Чешской Республике и за рубежом. Автор семи фотоальбомов. Россия занимает особое место в творчестве фотографа. Дана прекрасно говорит по-русски, много раз бывала в СССР и новой России. Она подготовила несколько выставок и фотоальбомов о России, самый значимый проект — «РОССИЯНЕ… их иконы и мечты».

 

 

 

Дана Киндрова. Прага, 1975

   
 

СИЛВА ФРАНКОВА

Портреты женщин

   
 

Уникальность и индивидуальность человека, с одной стороны, и общие для всех мотивы, модели поведения, ритуалы жизни, с другой. Повседневная рутина может быть уникальной, как вариации на одну и ту же тему. Вот что я хотела выразить в своих работах через портреты близких мне женщин. Но я столкнулась с проблемой, как в фотографии показать моих героинь в различных жизненных ситуациях.

Если нарисованный портрет создается постепенно, художник шаг за шагом приближается к выражению индивидуальности своей модели, то слабость и сила фотографии заключается в том, что она может остановить мимолетное мгновение. Я попыталась преодолеть эту ограниченность снимка коротким отрезком времени и, используя возможности фотографии, создать более сложные и многогранные портреты.

Метод заимствован у кубистов — запечатлеть человека с разных точек зрения в одном изображении. Я показываю женщин в разных ситуациях в их личном пространстве. Создать такой портрет —  это значит рассказать историю моих героинь. Я снимала их как за повседневными домашними занятиями, так и в те моменты, когда они ничего не делали и принадлежали сами себе. Чтобы установить доверительные отношения, мне приходилось снова и снова возвращаться к ним домой, пока они не забывали о моем присутствии. Только тогда я и моя камера смогли проникнуть в их «личное пространство», куда допускаются самые близкие. По этой причине я снимала близких мне людей: мою маму, бабушку, сестру, подруг. Так была создана серия портретов или серия историй о частной жизни женщины.

Сильва Франкова родилпсь в 1973 г. Училась в Academy of Fine Arts и на педагогическом факультете Charles University в Праге. Во время учебы выиграла гранты на обучение в университетах Великобритании и США. Ее фотографические проекты выставляются как в Чешской Республике, так и по всему миру. Сильва получила различные награды на конкурсах, например, премию Josef Hlávka Award, а также стала победителем портфолио-ревю Month of Photography в Братиславе в 1998 г. Она входит в редколлегию журнала Fotograf magazine (fotografmagazine.cz), посвященного современной фотографии в Чехии. Была одним из основателей ассоциации Fotograf 07. Сильва также занимается анимацией, иллюстрацией и графическим дизайном, создает журнал для маленьких детей Animáček.

   
  Фотографии экспозиции © Екатерина Попова:
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета